Концентрация металла
Штиль на российском рынке металлопродукции обманчив. На фоне крайне медленного роста потребления между торговцами разворачивается борьба за выживание.Аналитический центр «Эксперт-Урал» составил рейтинг металлотрейдеров Урало-Западносибирского региона по итогам 2012 года.
В нем приняли участие 12 компаний, в большинстве регулярно ранжирующихся. Общий вывод — налицо стагнация рынка. И ждать каких-то перемен в потреблении металлопродукции в 2013 году не стоит. Зато необходимо приготовиться к жесткой конкуренции на внутреннем рынке. Чтобы сохранить позиции, компании активно перестраивают сбытовую политику, сужают ассортимент, отказываясь от одних направлений и концентрируя силы на других. Наиболее сильные создают собственные обрабатывающие производства, чтобы повысить рентабельность. От того, какое направление развития бизнеса выберет для себя каждый из игроков, во многом будет зависеть расклад рынка по итогам 2013 года.
Тихий океан металла
По данным компаний-участниц рейтинга, объем рынка металлопродукции на исследуемой территории увеличился за 2012 год в натуральном выражении всего на 6%, в денежном — на 8,3%. Для сравнения: в 2011 году прирост в натуральном выражении составлял 58%, в денежном — в 1,6 раза.В условиях существенного замедления продаж металлотрейдеры не торопятся открывать в Урало-Западносибирском регионе новые филиалы и представительства: их число за прошедший год не изменилось. Количество складских помещений даже сократилось (в целом на 0,7%): у Сталепромышленной компании и Металлинвеста на две единицы, у «ЕвразМеталл Урал» — на одну. В компаниях поясняют, что постарались привести количество к оптимальному. При этом большинство участников рейтинга продолжили расширять штат: общая численность работников в целом за 2012 год приросла на 10% (против 17% в 2011 году). Чуть медленнее растет число покупателей металлопродукции — примерно на 7% за год.
Цены на металлопродукцию на внутреннем рынке не оправдали ожиданий трейдеров. В целом по итогам 2012-го, по оценкам Металлинвеста, они практически вернулись на уровень 2011 года. Повышение отмечено лишь в первые четыре месяца 2012 года из-за неплохой конъюнктуры мирового рынка. Но позволить себе его могли только производители. «Потребители не были готовы принять еще и рост наценки со стороны трейдеров», — пояснили в одной из компаний. На смену неоправданному росту пришло медленное падение цен на внутреннем рынке, на которое пришлось пойти не только производителям, но и перепродавцам. «За год по разным позициям цены на металлопрокат снизились на 3 — 5% и в торговле, и у производителей. На внутреннем рынке более других разочаровал плоский стальной прокат: горячекатаный, холоднокатаный лист и рулон за год подешевели на 12,3 — 13,7%. На 6% подешевели и трубы. Уверенно подорожал (на 4 — 9%) только сортовой прокат строительного назначения», — поясняют в Промко. Рост цен наблюдался и на рынке метизной продукции: в среднем по году на 6%. Причина, по оценкам компании «СтальТранс», — небольшой дефицит в летний строительный сезон.
Встречные течения
Общее потребление металлопроката в целом по стране приросло относительно 2011 года лишь на 8% (до 36,3 млн тонн) против 15% в 2011 году. Рост потребления обеспечило строительство, и прежде всего — объектов к Олимпиаде в Сочи, Универсиаде в Казани и саммиту АТЭС во Владивостоке. Остальные основные отрасли экономики активности не проявили. Нагляднее всего это демонстрирует статистика РЖД: в 2012 году отгрузки металла в адрес строительного сектора выросли на 13,3%, энергетики — на 8,7%, машиностроения — на 5,8%, нефтегазового комплекса — только на 1,9%.Результат — незначительное увеличение общего товарооборота трейдеров. По данным нашего рейтинга, cамым динамичным направлением в 2012 году оказались продажи проката цветных металлов (плюс 144,2%). Стабильностью отличился сектор метизов (рост на 27% второй год подряд). Зато продажи сортового и листового проката, составляющих основную долю на уральском рынке металлоторговли,в 2012 году резко замедлились: 4,7% против 39% в 2011 году и 8,7% против 26% соответственно. Рухнули до 3,3% после грандиозного роста продаж 2011 года (40%) и трубы. При этом, как отмечают в Уральской металло-торговой компании, «потребители труб, как строители, так и производственники, на удивление оживились в 2012 году».
Прослеживается четкая тенденция увеличения продаж по ключевым для компаний позициям за счет второстепенных. Так, Сталепромышленная компания почти на 60% сократила продажи проката цветных металлов, тогда как «Металл-Комплект» сконцентрировался исключительно на этом направлении (прирост в 1,5 раза). «ЕвразМеталл Урал» уменьшил сбыт труб (на 32%), а Металлинвест, напротив, увеличил их продажи более чем в 1,5 раза. Региональный центр металлопроката и группа компаний «Тобол» вполовину уменьшили реализацию метизов, а Промко нарастила объемы на этом рынке с 2 до 400 тонн.
Участники рынка отмечают несколько причин такой концентрации. Во-первых, слишком затратно содержать на складах попутный ассортимент. Особенно остро эта проблема встала после перехода потребителей на закупки металлопродукции через тендеры и электронные торги. Теперь у многих торговцев нет больше цели «завалить всех металлом». Идет поэтапное четкое сегментирование.
Во-вторых, трейдеры активно развивают как собственные металлосервисные центры, так и металлообрабатывающие производства. Так, Металлинвест имеет производство сварной балки, металлоконструкций и труб малого и среднего диаметра. В компании говорят, что хотят увеличить в реализации долю продукции собственного производства и для этого намерены организовать выпуск профильных труб и гнутого швеллера. Компания Промко, которая уже является производителем металлоконструкций и стальных шаров для мелющего оборудования, в 2013 году собирается увеличить эти мощности, а также предложить потребителю инжиниринговые услуги. «Совместно с нашими партнерами мы планируем предлагать комплексное решение для эффективного помола руды: стальной шар, футеровку и мельницу», — пояснили в отделе маркетинга компании. Сталепромышленная компания намерена активно развивать обработку рулонного металлопроката. На этот год намечены запуски новых линий для производства строительных элементов кровли и фасада, профнастила, сайдинга, профилей для гипсокартона, армирующего и фасадного профиля в Екатеринбурге, Тюмени, Казани, Красноярске и Хабаровске. Возможность открыть собственное производство проволоки в Ревде рассматривает и «СтальТранс». А вот Уральская металло-торговая компания воздержалась: «Мы хотели заняться производством отводов, но спад продаж этой продукции отодвинул реализацию многих идей», — пояснил коммерческий директор компании Виталий Поздеев.
Есть и нестандартные решения. Компания «ЧС-Снабжение», специализировавшаяся на продаже продукции трубников, стала активно развивать торговлю ломом черных металлов, переработанным на площадках дочерних компаний. «Выручка от этого направления из года в год растет. Мы являемся крупными оптовыми поставщиками, концентрирующими объемы от более мелких ломосборщиков, и в этом видим нашу основную цель», — поясняет генеральный директор компании Фагим Валеев.
Ждем попутного ветра
Создание собственных металлообрабатывающих производств и центров для трейдеров — шанс нарастить маржу при падении рентабельности продаж черного металлопроката и удержать позиции на рынке, где резко усилилась конкуренция. От 2013 года уже никто не ждет прорывов в потреблении металлургической продукции. По оценкам уральских перепродавцов, внутренний рынок может вырасти до конца года не более чем на 3%, а по отдельным видам продукции и вовсе упасть. И снижение цен уже началось.В частности, существенное удешевление наблюдается в секторе метизов. Основная причина — спад в большинстве отраслей-потребителей этой продукции. Кроме того, отмечают участники рынка, отсутствует рост спроса со стороны промышленного производства. Многие видят развитие только в строительном секторе, который, однако, имеет высокие риски неплатежей в случае кризиса.
В 2013 году трейдеры ожидают значительных изменений в расстановке сил на рынке. С одной стороны, из-за стагнации экспортных рынков внутренний становится основным для российских металлургов. С другой — на вторую половину года запланирован запуск новых сталеплавильных мощностей (например, мини-завода УГМК в Тюмени, сортового завода «Северсталь» в Саратовской области, ожидается выход на полную мощность завода «НЛМК-Калуга»). Все это ведет к ужесточению конкуренции как между импортерами и отечественными производителями, так и между торговыми домами и независимыми трейдерами.
Торговцы отмечают: их типичный средний клиент сегодня — покупатель, имеющий пул из трех-шести поставщиков. Как правило, такой потребитель не формирует больших запасов. Так что все большую актуальность набирает проблема оперативности поставок. И продавцы металла начинают активно развивать логистические цепочки. По утверждению многих трейдеров, именно на это направление приходятся основные затраты. «Времена, когда покупатели брали прокат одного наименования эшелонами, прошли. Рентабельность металлоторговли уже не та, никто не может себе этого позволить», — говорят в компаниях. Поэтому торговые дома меткомбинатов уже второй год увеличивают отгрузки продукции автотранспортом, что, по их утверждению, оперативнее и дешевле. «Такой опыт оказался достаточно успешным для четырех заводов нашей группы», — подтвердил заместитель генерального директора торгового дома Трубной металлургической компании Андрей Трофимов.
Аналогичные планы есть и у независимых трейдеров. Так, Промко планирует развитие собственного транспортного парка для эффективной доставки металлургической продукции и металлоконструкций потребителю.
— Объемы поставок в последнее время действительно стали значительно мельчать, — подтверждает тенденцию генеральный директор компании «Транском» Дмитрий Рублев. — Чаще клиенту нужен разнообразный ассортимент в небольшом количестве. В результате множество компаний специализируется сегодня на доставке сборных грузов, когда в одной машине едет груз сразу для нескольких клиентов. Зачастую стоит задача загрузиться в двух-трех местах, разгрузившись в пути следования еще в одном пункте и догрузив остатки в другом. По железной дороге подобной оперативности добиться практически невозможно.
Хотя ждать глобально перетока грузоперевозок металлопродукции в сторону автомобильного транспорта не стоит: железнодорожный транспорт выгоден при доставке на дальние расстояния и при больших объемах (от 60 тонн), тогда как автотранспорт — при перевозке до 2 тыс. километров и не более 20 тонн в полуприцепе одного тягача. По мнению Дмитрия Рублева, трейдеры и производители будут пользоваться вагонами для затаривания крупных металлобаз, а конечному потребителю повезут товар оттуда на грузовых автомобилях.
Участники рейтинга не исключают, что в ближайшие годы с рынка вынуждены будут уйти отдельные игроки, как независимые, так и аффилированные с меткомбинатами: избыточное предложение быстро снижает доходность трейдеров. В таких условиях торговцы идут на разные ухищрения. Одни увеличивают обороты, чтобы объемами ответить на падение доходности. Другие переходят на работу с поставщиками по договорам комиссии-хранения, которая позволяет не привлекать заемные средства в банках на время, пока продукция не будет реализована. Третьи стремятся, пока не поздно, развивать сервисные металлоцентры, желая иметь собственное производство. Другое дело, что не все могут себе это позволить.