Красная река, железные берега
Проверка Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры выявила семикратное превышение содержания железа в промышленных стоках завода «Русский хром 1915» (Первоуральск, входит в Росспецсплав). Внеплановые анализы проб решили взять после того, как в конце мая в блогосфере появились многочисленные сообщения о появлении в реке Пахотки (приток Чусовой, питает водозабор Перми) кроваво-красных следов. Местные активисты тут же предположили, что вода загрязняется токсическими отходами химического завода по переработке хромовой руды.Загрязнением заинтересовались в Росприроднадзоре, ситуацию под личный контроль взял министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. По результатам проверки природоохранная прокуратура сообщила, что токсичных отходов в стоках завода не выявлено: станция очистки сбрасывает хрома меньше, чем позволяют определить лабораторные методы. При этом содержание железа в сбросах в семь раз превышает предельно допустимую концентрацию. В отношении предприятия уже возбудили административное дело по статье «Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение или истощение». Согласно административному кодексу, завод заплатит за это нарушение максимум 40 тыс. рублей.
На предприятии пояснили: превышение ПДК — издержки принятой во всем мире технологии очистки. «Она подразумевает нейтрализацию шестивалентного хрома железным купоросом. Отсюда полное отсутствие хрома, но и превышение железа», — сообщил директор по связям с общественностью УК «РосСпецСплав — Группа МидЮрал» Всеволод Орешкин. По его словам, завод в ближайшее время намерен решить проблему с образованием лишнего железа в организованном стоке. По предварительным оценкам, на это необходимо затратить минимум 5 млн рублей.
Интересно, что исследования активистов Greenpeace, которые проводили параллельные замеры, показали превышение ПДК общего хрома в Пахотке как минимум в 30 раз. В областном Минпроме парировали: это может быть следствием не сброса сточных вод с предприятия, а проникновения химического вещества в реку с грунтовыми водами из шламохранилища, прежде принадлежавшего химическому заводу.