Парник для денег

Парник для денег

В 2008 году у российских компаний появилась возможность заработать на Киотском протоколе: вся необходимая для этого законодательная база принята. Период действия соглашения ограничен, поэтому выход на парниковый рынок откладывать не стоит.

Сегодня у российской промышленности сложились идеальные условия для получения инвестиций от стран, вынужденных в рамках реализации Киотского протокола (КП) платить огромные штрафы за превышение квот по выбросам парниковых газов (ПГ). Согласно этому документу, с 2008 по 2012 годы совокупные выбросы в развитых индустриальных странах должны быть сокращены на 5% по сравнению с уровнем 1990 года. При этом обязательства государств различны. Например, Германия должна сократить выбросы на 8%, Япония - на 6%, а Россия - не превышать показатель 1990 года.

КП предусматривает три рыночных механизма, позволяющих добиться снижения выбросов в глобальном масштабе: проекты совместного осуществления (ПСО), механизм чистого развития (МЧР) и торговлю квотами. Такая торговля означает возмездную передачу прав на выбросы ПГ (части национальной квоты) от одной страны другой. Как правило, она реализуется в форме целевых экологических, «зеленых» инвестиций. В России возможность применения этой схемы еще только обсуждается. МЧР позволяет развитым странам инвестировать в проекты сокращения выбросов парниковых газов в развивающихся странах и таким образом компенсировать собственные избыточные выбросы. Механизм ПСО предназначен для инвестирования в проекты по сокращению выбросов парниковых газов в развитых странах и странах с переходной экономикой. Таким образом, у российских компаний особого выбора нет. Но даже один инструмент гарантирует немалую прибыль.  

Структура российских ПСО по категориямУральские компании тоже имеют шанс заработать на КП: они в большинстве своем сейчас занимаются реконструкцией производства, которая автоматически предполагает повышение энергоэффективности и экологической безопасности. ПСО позволяют частично компенсировать эти затраты. Предполагается, что в проектах будут принимать участие развитые страны - в виде передачи оборудования, технологий, инвестиций.

Пока наш бизнес раскачивается: количество заявок на ПСО в Минэкономразвития (МЭР) на начало мая не превысило десятка. По словам директора Уральского центра энергосбережения и экологии (УЦЭЭ) Валерия Ануфриева, компании сдерживает плохая информированность и незнание возможностей КП. Также существует убеждение, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Но этот тезис здесь не вполне корректен: «Мы уже платим экологией и низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции».

Объективных причин для откладывания ПСО сегодня нет: правительством России приняты все необходимые нормативные и правовые акты, позволяющие реализовывать такие проекты. Как отмечает председатель исполкома межрегиональной ассоциации «Большой Урал» Владимир Волков, не хватает только последних шагов со стороны МЭР: оно должно на государственном уровне подписать соглашение с каждой страной, заинтересованной в получении дополнительных квот за счет поставки оборудования в Россию. Пример Урала в этом плане может быть показательным: у нас этот процесс пошел не сверху, а снизу.

- Почти год назад к нам обратилось министерство окружающей среды Италии, - рассказывает Владимир Волков. - Мы как некоммерческая организация, учредителями которой выступают правительства восьми субъектов федерации, удовлетворяем всем требованиям к посреднику в вопросах реализации механизмов Киотского протокола. Два с половиной месяца назад в Москве подписали соглашение с итальянцами. Наши обязательства: мы с УЦЭЭ будем подбирать и готовить проекты совместно с уральскими предприятиями, имеющими достаточные объемы выбросов и заинтересованными в реализации совместно с итальянскими производителями программ техперевооружения с целью снижения экологической нагрузки. Итальянское правительство будет находить производителей оборудования и оплачивать его поставку на Урал. 

30 июня в Екатеринбург приезжает генеральный директор министерства окружающей среды Италии Коррадо Клини с завизированным итальянской стороной окончательным вариантом договора. Предполагается, что до осени соглашение между правительствами Итальянской республики и РФ будет подписано.

Инвесторы встали в очередь

Европейским предприятиям правитель­ства установили квоты на выбросы ПГ ниже объемов 1990 года. Штрафные санкции за превышение серьезны: до 2008 года штраф составлял 54 доллара за тонну, сейчас он может достигать 140 долларов за тонну. Поэтому европейские предприятия сами вынуждены проводить мероприятия по повышению энергоэффективности, сокращению потребления топлива, электроэнергии, а также покупать квоты у других стран напрямую или опосредованно через «зеленые» инвестиции.

У зарубежных компаний есть прямой экономический интерес закупать квоты через ПСО в России. Выбросы ПГ у нас гораздо меньше базового уровня 1990 года: в 2005 году их объем составил 2,3 млрд тонн СО2­эквивалента, или 71,3%. Энергоемкость ВВП (выбросы СО2 от сжигания топлива на единицу ВВП) с 2001 по 2007 год снизилась на 25%. По прогнозу МЭР, к 2012 году этот показатель составит 60% от уровня 2001 года. Но повода радоваться нет: энергоемкость ВВП страны превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а средний показатель для стран ЕС - в 3,2 раза. Поэтому дополнительные инвестиции в повышение энергоэффективности лишними не будут. По различным оценкам, ПСО привлекут в экономику России минимум 2 млрд долларов целевых инвестиций. Учитывая, что на предприятия региона приходится 24% российских выбросов ПГ, Уралу из них может достаться более 700 млн евро.

Привлеченные через ПСО инвестиции могут покрыть от 10 до 50% затрат на реализацию проекта. Особенно актуально это для муниципалитетов, которые всегда жалуются на нехватку средств. Например, энергетическая программа Екатеринбурга на 2004 - 2007 годы, в результате которой экономия газа составила 15%, обошлась муниципальному бюджету в 29 млн евро. По расчетам УЦЭЭ, при стоимости 8 евро за тонну город мог бы получить 36 млн евро углеродных инвестиций.

Эксперты уверены, практически в любой отрасли можно найти проекты, реализация которых приведет к сокращению выбросов парниковых газов и будет интересна с точки зрения КП. Все дело в масштабах. «Если сокращение составит 50 тыс. тонн выбросов в год, то это уже коммерчески выгодно инвестору. Сейчас планка повышается до 70 тыс. тонн, но это я называю "снятием сливок"», - отмечает Валерий Ануфриев.

Желающим получить инвестиции предстоит подготовить пакет документов: концепция ПСО, проектная документация, которая должна пройти детерминацию в аккредитованном независимом органе. На это потребуется примерно полгода. По словам руководителя отдела международных программ УЦЭЭ Анатолия Кулигина, при экспертизе учитываются следующие моменты: как проводился расчет эмиссии ПГ, насколько корректно разработан базовый сценарий развития ситуации, являются ли мероприятия, проводимые в его рамках, дополнительными к тому, что называется бизнес as usual. Когда эти требования будут выполнены, проект должен быть зарегистрирован в МЭР.

Поделись выбросом

Сегодня в России заявлено порядка 80 проектов с общим объемом сокращения выбросов парниковых газов более 170 млн тонн СО2-­эквивалента. Учитывая, что около 70% выбросов ПГ приходится на энергетический сектор, наиболее активно ПСО разрабатывают компании ТЭК. Так, в ближайшие месяцы три ПСО в области энергетики планирует подать на регистрацию Энергетический углеродный фонд, созданный по инициативе РАО «ЕЭС России». Один из них - строительство газотурбинной установки на Белорецкой ТЭЦ (Башкортостан) - закончилось еще осенью 2007 года. Планы реализации ПСО есть у ТГК­10: ввод в эксплуатацию новых парогазовых установок на Тюменской ТЭЦ­1, Челябинской ТЭЦ­3 и Няганьской ГРЭС позволит реализовать продажу квот. «Ожидаемый объем сокращенных выбросов парниковых газов - 540, 140 и 755 тыс. тонн СО2-­эквивалента соответственно, что в денежном выражении составит более 10 млн евро», - сообщил начальник управления проектами ТГК­10 Борис Мешков.

Доля отраслей российской экономики в суммарных выбросах СО2Одна из причин подачи на регистрацию уже практически реализованных проектов - ограниченность срока действия Киотского протокола 2012 годом. Вторая - углеродные инвестиции в большинстве своем окупают лишь небольшую часть капитальных затрат на строительство объектов большой энергетики. 

- Практика показывает, что объем средств, выручаемый за продажу единицы сокращений выбросов (ЕСВ), как правило, не превышает 1 - 2% стоимости инвестпроекта. Исключение составляют проекты перевода электростанций с угля на газ (например, в Хабаровске объем финансирования проекта со стороны страны-­покупателя, возможно, перекроет капзатраты): мы используем менее углеродно­интенсивное топливо, при сжигании газа выбрасываем СО2 в полтора раза меньше, чем при сжигании угля, - рассказал начальник отдела оценки и экспертизы Энергетического углеродного фонда Всеволод Чеснов.

Заработать на КП рассчитывает и НК «Роснефть». Компания решила использовать механизм ПСО для строительства установки утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) на Комсомольском месторождении, разрабатываемом ООО «РН­Пурнефтегаз». Предполагается, что здесь появится инфраструктура, позволяющая готовить и подавать газ в единую систему газоснабжения Газпрома. «Роснефть» намерена вложить в этот проект до 4 млрд рублей. В результате объем сжигания ПНГ в факелах (а значит, и выбросов СО2) сократится на этом месторождении в 2010 году до 5%, а «Роснефть» готова будет продать в 2008 - 2012 годах 15 млн ЕСВ по цене не менее 8 долларов за тонну СО2­эквивалента. Как заявил на Московском форуме по углеродному рынку­2008 вице­президент «Роснефти» Михаил Ставский, при выполнении условий КП компания может сократить срок окупаемости инвестиций в Комсомольское месторождение с 17,3 до 7 лет. Кроме того, новые технологические решения, которые будут внедрены на месторождении, увеличат его доходность с 10 до 19,6%.

Второе место после ТЭК по выбросам ПГ держит металлургия, поэтому реализация ПСО на меткомбинатах, ведущих модернизацию, не в новинку. «Уральская сталь» (Оренбургская область) готовит проект реконструкции электросталеплавильного цеха с установкой машины непрерывной разливки стали. Ожидаемые сокращения выбросов ПГ в 2008 - 2012 годах - 3,2 млн тонн СО2­эквивалента. На Нижнетагильском меткомбинате (входит в Евраз Груп) разрабатывается ПСО по вводу доменных печей № 5 и 6 для производства ванадиевого чугуна со снижением расхода кокса на 50 кг на тонну чугуна. Эффект - минус 2,7 млн тонн СО2­эквивалента. В июне Группа ЧТПЗ заявила о начале разработки углеродной составляющей проекта строительства электросталеплавильного комплекса на ПНТЗ. Все три меткомпании работают в партнерстве с Camco International, специализирующейся на подготовке ПСО. 

Впрочем, у специалистов эффект от перехода металлургов на электросталеплавильное производство вызывает сомнения. «Сокращение прямых выбросов парниковых газов на площадке предприятия за счет того, что перестает потребляться кокс и не происходит эмиссии СО2, действительно есть. Но при этом увеличивается потребление электроэнергии, а она вырабатывается на электростанциях, которые сжигают природный газ или уголь. Суммарный баланс показывает, что совокупное сокращение очень невелико или не наблюдается вовсе», - отмечает Анатолий Кулигин. Впрочем, это не значит, что проекты не стоит затевать: они могут стать своеобразным тренингом (см. «Инновационный тренинг»), а в будущем дать компании конкурентное преимущество на углеродном рынке.

Нужно спешить

КП набрал обороты, и сегодня уже всем очевидно, что после 2012 года процесс не остановится. По словам директора по климатической политике и стратегии Camco International Михаила Юлкина, проблема глобального изменения климата остается, и действия мирового сообщества, направленные на смягчение этих изменений, не прекращаются. В настоящее время ведутся переговоры о заключении нового «климатического соглашения» на период с 2013 по 2020 годы. В перспективе до 2050 года ставится задача сократить антропогенные выбросы парниковых газов в глобальном масштабе вдвое по сравнению с выбросами 1990 года. «У нас есть все шансы занять на углеродном рынке ведущую позицию и извлечь из этого максимальную выгоду», - считает Юлкин.

Для этого отечественному бизнесу надо спешить: обязательства России по снижению выбросов могут ужесточиться. Правда, говорить о каких­либо конкретных цифрах пока рано: переговоры по существу еще не начались. В начале июня в Бонне (Германия) состоялась сессия Вспомогательных органов Рамочной конвенции ООН об изменении климата и КП. Представители 172 стран обсудили новый договор, который должен быть принят в декабре 2009 года в Копенгагене. Особое внимание уделялось финансовым инструментам: участникам соглашения потребуется порядка 200 млрд долларов ежегодно. «Привлечь такие инвестиции невозможно без новой финансовой архитектуры и инновационных рыночных механизмов участия частного бизнеса, - считает руководитель программы по климату и энергетике WWF России Алексей Кокорин. - Поэтому новое соглашение должно быть гораздо шире "таблички" с процентами снижения выбросов к 2020 году».

В будущем документе России было бы неплохо «пролоббировать» свои интересы. Причем конкретные предложения должны поступать снизу. Например, «козырем» Урала может стать лесной комплекс: по данным Greenpeace, леса страны примерно наполовину компенсируют российский выброс ПГ. Начинать подсчет возможных климатических дивидендов от лесов региона нужно уже сейчас.

Дополнительные материалы:

Киотский протокол (КП) принят в Японии (префектура Киото) в 1997 году в дополнение к рамочной конвенции ООН об изменении климата. Вступил в силу 16 февраля 2005 года. В общей сложности КП ратифицировали более 140 стран, в том числе Россия, на долю которой приходится 17,4% мировых выбросов парниковых газов. Участники соглашения взяли на себя обязательства ограничить вредное воздействие промышленности на атмосферу: с 2008 по 2012 годы эмиссия в среднем должна сократиться на 5,2% по отношению к уровню 1990 года, принятому как базовый. Для России обязательства заключаются в его непревышении.

Парниковые газы (ПГ) — газы, которые входят в состав атмосферы Земли и поглощают инфракрасное излучение ее поверхности. Некоторые обусловлены естественными природными процессами, некоторые — действиями человека. В структуре эмиссии ПГ в России доля непосредственно углекислого газа (в пересчете на эквивалент СО2) — 80%, метана — 16%, закиси азота — 1,8%, фторидов — 2,2%. Сокращение выбросов ПГ принято выражать в тоннах эквивалента СО2.

Проект совместного осуществления (ПСО) — любой проект или мероприятие, приводящее к сокращению выбросов парниковых газов и зарегистрированное в соответствии с принципами КП. Предполагает участие развитых стран (в виде передачи оборудования, технологии, инвестиций) в реализации проектов в других странах-­участницах КП, как правило, с переходной экономикой (Россия, Украина).

Механизм чистого развития (МЧР) — практически совпадает с идеей ПСО, но действует в отношениях между развитыми странами и странами Третьего мира.

Торговля квотами — прямая торговля частями установленного количества выбросов ПГ между развитыми странами (не приветствуется, если вырученные средства не инвестируются в проекты по снижению эмиссии).

Единицы сокращений выбросов (ЕСВ) — разность между базовым уровнем выбросов до проведения реконструкции и выбросами парниковых газов после ввода в эксплуатацию нового оборудования. ЕСВ образуются в результате работы оборудования в предусмотренных проектом режимах и измеряются в тоннах СО2­эквивалента.

Инновационный тренинг

Валерий Ануфриев
Валерий Ануфриев

Одним из эффектов КП может стать развитие инновационного подхода в работе уральских предприятий, считает генеральный директор Уральского центра энергосбережения и экологии Валерий Ануфриев

— Сегодня много говорят о том, что России необходим переход на инновационный путь развития. Но у нас нет сложившейся национальной инновационной системы, и сама по себе она не возникнет. Механизмы КП могут послужить ее формированию. Это отличная возможность тренинга для российских предприятий в сфере инноваций.

КП позволяет нашим компаниям получать современные технологии как минимум до 2013 года. Это создает условия для возникновения инновационной среды. Еще один плюс в том, что специалисты российских предприятий в процессе подготовки ПСО обучаются работе с международными финансовыми инструментами, в чем они сильно отстают. Также реализация КП может стать источником дополнительного финансирования проектов с низкой и средней экономической привлекательностью (ЖКХ и сельское хозяйство). Например, газификация угольных котельных Кировской области привела к снижению выбросов парниковых газов на 800 тыс. тонн в эквиваленте СО2. Это пополнит бюджет коммунальщиков за счет углеродных инвестиций на 8 млн евро в сегодняшних ценах.

Записала Юлия Кабакова

 

Материалы по теме

Прочь из усталых городов

Фарс-мажор

Мусорный ветер, дым из трубы

Заводы уступают место

Выгодная экология

Великое переселение