Кандидаты на звание ФУ
Озаботившись качеством высшего образования, правительство России решило создать в стране пару десятков федеральных университетов. На Урале есть два основных претендента на попадание в заветный список
23 июня правительство РФ одобрило подготовленный министерством образования и науки законопроект о порядке создания и деятельности так называемых федеральных университетов (ФУ). До 2020 года власти планируют профинансировать создание на базе действующих вузов 10 - 20 мегауниверситетов, которые должны стать своеобразными интеллектуальными центрами для подготовки кадров инновационной экономики, а в перспективе войти в 200 лучших университетов мира. В стране уже существуют два ФУ: созданные в 2006 году Сибирский федеральный университет (СФУ, Красноярск) и Южный федеральный университет (ЮФУ, РостовнаДону).
Как сообщил министр образования и науки Андрей Фурсенко, на создание первых десяти ФУ правительство выделит порядка 150 млрд рублей. Помимо больших денег, каждый вуз получит статус автономного учреждения, а значит, определенную финансовую и академическую свободу, сможет создавать АО и ООО, развивать частногосударственное партнерство. Но без надзора не останется: вопервых, при каждом ФУ организуют попечительский совет, вовторых, ректоры вузов будут не избираться, а назначаться правительством на пять лет.
Для чего стране ФУ? Весной Андрей Фурсенко пожаловался: только 15 - 20% вузов страны дают качественное, конкурентоспособное на мировом рынке образование. По оценке ректора ГУВШЭ Ярослава Кузьминова, чтобы заметно поднять средний уровень массовой высшей школы, нужно около 20 млрд долларов в год. Таких денег в бюджете нет (см. интервью на с. 14). Выход один: помочь лучшим вузам, а остальные какнибудь сами подтянутся. Федеральные университеты будут вести образование на основе новых стандартов (и принимать участие в их формировании), создавать технопарки, работать в тесном взаимодействии с академическими институтами. Постепенно, по замыслу Минобрнауки, они вырастут из региональных образовательных центров в лидеры мировой высшей школы, а российское образование в целом перейдет на качественно иной уровень.
Страна невыученных уроков
К концу ХХ века в головах россиян сформировался стереотип: наше образование - одно из самых прогрессивных в мире. До поры так и было. Но в ХХI веке оказалось, что ситуация изменилась.
Чтобы оценить качество высшего образования, стоит опереться на некоторые количественные оценки. Для начала - внутренние. Высшим образованием в России недовольны ни студенты, ни работодатели. Согласно опросу, проведенному в 2007 году Институтом экономики образования, только 40 - 50% студентов уверены, что они будут работать по специальности, которую получают. В свою очередь работодатели (по данным опроса ГУВШЭ и Левадацентра) оценивают уровень профессиональных знаний выпускников вузов лишь на 3,7 балла по пятибалльной шкале.
С внешними оценками еще хуже. Вопервых, в мировые рейтинги университетов попадают только два российских вуза: Московский и СанктПетербургский госуниверситеты. Для сравнения: в рейтинге SJTU из 500 вузов 40 немецких, 22 канадских, 21 французский и девять китайских. Вовторых, доля иностранных студентов (не из стран СНГ) в России не только очень мала по сравнению с развитыми странами, но и неуклонно снижается: в 1993 году их было 34 тысячи, а в 2005м - не более 17 тысяч (около 1,4%). В то же время доля российских студентов в университетах стран ОЭСР составляет сегодня 2% и последние пять лет ежегодно увеличивается на одну десятую.
Почему российское высшее образование, за исключением нескольких ведущих вузов, не востребовано на мировом рынке?
В подготовленном под руководством Ярослава Кузьминова докладе комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» причины сформулированы. Это самая высокая в мире доля заочного обучения (менее качественного), большое количество «торгующих» дипломами коммерческих вузов, практически полное отсутствие финансирования научных исследований в большинстве университетов, низкий показатель включенности российских вузов в Болонский процесс, преимущественное изучение естественных наук в ущерб остальным дисциплинам и, наконец, катастрофически низкий уровень финансирования образования.
Возьмут не всех
Со всеми этими проблемами и должны разобраться федеральные университеты: они будут привлекать иностранных профессоров и студентов, развивать сильные бакалаврские и магистерские программы, проводить научноисследовательские проекты. Как это будет происходить, на какой основе, в рамках каких структур и моделей управления, не знают пока ни в Минобрнауки, ни в вузах.
Коечто можно выяснить на основе целевых установок, данных ЮФУ и СФУ. В ЮФУ расходы на научную работу должны составить половину бюджета вуза, в СФУ - порядка 15%. Это в принципе соответствует показателям лучших западных университетов, где на науку тратят 50% средств. Исследования, как правило, проводят лучшие профессора вуза совместно со студентами магистратуры и аспирантуры. Поэтому в западных вузах часто привлекают для работы известных преподавателей изза рубежа (их доля обычно составляет 30 - 60%), а магистерские и постдипломные программы составляют большую часть по сравнению с бакалавриатом. Первую установку в ЮФУ и СФУ разделяют (но в необязательном порядке) и надеются довести число иностранных преподавателей до 30%. Со второй хуже: планируется, что доля бакалавров будет 60%, магистров - 30%. Закладываемые доли иностранных студентов (5 и 7%) также отстают от мировых лидеров в разы. Будут ли эти принципы применяться к вновь создаваемым федеральным вузам, не известно.
Андрей Фурсенко объявил, что программа развития сети ФУ будет готова до конца года, а окончательный список вузовсчастливчиков станет известен в течение четырех лет. Почти наверняка к ЮФУ и СФУ присоединятся Дальневосточный федеральный университет во Владивостоке (он упоминается в указе президента от 7 мая) и Московский институт стали и сплавов (МИСиС), который на днях посетил Владимир Путин, одобривший идею создания на базе этого вуза федерального образовательного центра.
Вероятно, ФУ будут формироваться по двум критериям: с одной стороны, каждый регион должен получить по образовательному центру с широким спектром программ, с другой - Минобрнауки планирует поддержать сильные отраслевые вузы.
Один против двух
В УралоЗападносибирском регионе основных претендентов на статус ФУ два: Южноуральский государственный университет (Челябинск) и альянс Уральского государственного университета (УрГУ) и Уральского государственного технического университета (УГТУУПИ), базирующихся в Екатеринбурге. Все эти вузы уже готовят заявки.
Каждый из двух вариантов имеет свои сильные и слабые стороны. ЮУрГУ - крупнейший вуз региона, в нем обучается более 55 тысяч студентов. Предлагаемые специальности охватывают практически весь спектр необходимых ФУ программ: фундаментальная физика, инженерные специальности, экономика, архитектура, право и многое другое. Однако создание федерального университета на базе УрГУ и УГТУУПИ, не имеющих даже в сумме такого набора специальностей, поддержало Уральское отделение РАН, значит, ФУ в Екатеринбурге будет обеспечен мощной академической поддержкой.
Но УГТУУПИ и УрГУ придется объединяться, а это процесс непростой. Создание СФУ и ЮФУ, появившихся в результате слияния нескольких красноярских и ростовских вузов, выявило целый ряд подводных камней. Вопервых, при объединении приходится совмещать зачастую противоречивые и сложные внутренние культуры вузов, вовторых, слияние слабых и сильных вузов не всегда приводит к повышению среднего уровня образования, втретьих, возникает проблема распределения полномочий.
В УрГУ планируют грамотно развести зоны ответственности между двумя вузами. «При объединении необходимо четко определить центры компетенции вузов, то есть некие зоны ответственности образовательного поля, - говорит ректор УрГУ Дмитрий Бугров. - Их достаточно легко выявить: очевидно, что вся инженерная подготовка - это зона ответственности УГТУУПИ, а гуманитарное, экономическое, математическое, фундаментальное естественное образование - УрГУ. Такая конструкция открыта и для привлечения других вузов - тех, у кого сразу четко видны свои зоны ответственности. Соблюдение этого принципа позволяет использовать конкурентные преимущества отдельных вузов в рамках федерального университета и вывести его на мировой уровень».
В конечном счете ФУ в Екатеринбурге может стать первым шагом к созданию Большого Евразийского университета, который лоббируют областные власти.
Какой бы уральский вуз ни выбрало правительство РФ, новому региональному ФУ придется столкнуться с множеством проблем. Главная: СФУ и ЮФУ получили деньги на обновление зданий и оборудования, но так и не перешли на принципиально новую систему оплаты труда преподавателей. Чтобы привлекать иностранцев и стимулировать талантливых российских профессоров, федеральные вузы должны ввести дифференцированную шкалу оплаты. Кроме того, пока ни один ФУ не снизил нагрузку на преподавателей: попрежнему на одного профессора приходится до десяти студентов, а это довольно много по мировым меркам и негативно отражается на качестве образования. Существует и ряд других сдерживающих факторов, связанных с регулированием научной деятельности.
Ожидается, что большая часть ограничений исчезнет, когда ФУ станут автономными учреждениями. Но уже до этого вузам, претендующим на статус федеральных, придется решить целый комплекс вопросов: показать министерству конкурентные преимущества, перестроить систему управления в соответствии с мировыми стандартами, завершить переход на двухуровневую систему образования и подготовиться к возможному объединению с другими вузами. Поэтому прежде чем повышать качество образования, университетам стоит заняться качеством менеджмента: именно он определит успех наших вузов на мировом рынке. Но если ректоры ФУ будут назначаться сверху, кто и на основе каких показателей будет оценивать это качество? Принципы и критерии, по которым вузы будут отбираться для создания федеральных университетов, Минобрнауки также пока не раскрывает.