Газа много не бывает
В конце июня НГК «Итера» лишилась контроля над главным газовым активом — газоконденсатным месторождением Береговое в Ямало-Ненецком АО (запасы — 319,22 млрд кубометров природного газа, 4,94 млн тонн газового конденсата и 7,53 млн тонн нефти). Компания подписала соглашение с Газпромбанком о продаже ему 51% акций ОАО «Сибнефтегаз», владеющего лицензией на это месторождение. Именно за счет Берегового «Итера» рассчитывала увеличить поставки газа на Средний Урал, чтобы развивать там энергетические и химические проекты. Теперь реализация этих планов может затрудниться.
Не прошло и трех лет
Стремительная продажа 51% акций «Сибнефтегаза» готовилась три года. В мае 2003 года «Итера» торжественно запустила в эксплуатацию месторождение Береговое проектной мощностью 12 млрд кубов газа в год. Однако добыча на месторождении не велась: компания безуспешно пыталась получить доступ к трубопроводам ОАО «Газпром». Монополист мотивировал отказ недостаточной пропускной способностью трубопроводной системы и предложил «Итере» построить отвод стоимостью в 200 млн долларов.
Не дождавшись допуска, «Итера» решила продать контрольный пакет «Сибнефтегаза». В соглашении Газпромбанка и «Итеры» заявлено, что теперь стороны проведут мероприятия по подключению Берегового к Единой системе газоснабжения Газпрома и подготовят план дальнейшей разработки месторождения. Пресссекретарь «Итеры» Евгений Остапов говорит: «Береговое будет подключено в самые кратчайшие сроки, так как с технической точки зрения там все готово». Сумма сделки не разглашается, по неофициальным данным, она не превышает 300 млн долларов. По словам Евгения Остапова, «деньги будут работать дальше — у компании много проектов».
От избытка к дефициту
У «Итеры» действительно много энергетических и нефтегазохимических проектов в России и за рубежом. В частности, в Свердловской области, где компания является единственным поставщиком газа (через ЗАО «Уралсевергаз»), при ее участии планируется строительство небольших электростанций мощностью 50 — 300 МВт вблизи крупных промышленных потребителей (см. «Промышленники еще размышляют», «Э-У» № 16 от 24.04.06). Кроме того, с группой компаний «Уралхимпласт» (Нижний Тагил Свердловской области) «Итера» подписала соглашение о создании СП по выпуску метанола (см. «Газ отправят в химию», «Э-У» № 25 от 03.07.06). В этих проектах компания помимо инвестиций взяла на себя обязательство обеспечить бесперебойные поставки газа. Для новых электростанций может понадобиться 2,5 — 3 млрд кубометров, для переработки в метанол — более 1 млрд кубов. И ставка делалась именно на Береговое: без него собственных объемов газа «Итере» недостаточно даже для того, чтобы покрыть сегодняшние потребности Свердловской области. Так, в 2005 году она поставила в область 18,1 млрд кубометров газа, из них 14,2 млрд кубов добыла сама, а остальное купила у других производителей, в частности у ОАО «Новатэк».
По словам Евгения Остапова, в будущем газ с Берегового будет распределяться между собственниками «Сибнефтегаза» соответственно их долям в акционерном капитале этого предприятия. Пакет акций «Итеры» не раскрывается. По неофициальным данным, до продажи 51% акций Газпромбанку она контролировала 77% акций «Сибнефтегаза». Если теперь доля «Итеры» — 26% акций, то это означает, что при выходе Берегового на проектную мощность компания будет получать 3,1 млрд куб. м газа ежегодно. Таким образом суммарная собственная добыча компании составит 17,3 млрд кубов при будущих потребностях Свердловской области в 21 — 22 млрд кубов.
При этом дополнительные объемы газа региону нужны не только для проектов самой «Итеры», но и для новых объектов генерации, которые ТГК9 будет строить для покрытия прогнозируемого энергодефицита.
Между тем, по мнению Евгения Остапова, сделка с Газпромбанком даст импульс разработке Берегового месторождения и увеличению поставок в Свердловскую область: «Газпром и “Итера” будут проводить согласованную политику при реализации газа».
В Газпроме говорить, куда в будущем пойдет газ с Берегового, отказались. Но вряд ли это будет Средний Урал: перед концерном сейчас стоят задачи более глобальные. Газпрому нужно выполнять растущие экспортные обязательства, но собственной добычи ему недостаточно. Вот он и рассчитывает закрыть дефицит за счет газа независимых производителей.
Дополнительные материалы:
Зачем Газпрому «независимые»
Аналитик ИК «Антанта Капитал» Александр Блохин констатирует: «С установлением контроля над Береговым Газпром фактически завершил возврат своих газовых активов, которые в 90х годах при прежнем менеджменте во главе с Ремом Вяхиревым по тем или иным причинам оказались вне сферы владений монополиста». Еще летом 2005 года Газпром вернул в собственность 51% акций другого независимого производителя — компании «Нортгаз». Кроме того, Газпром пытается усилить свое влияние и на другие газовые компании: в июне монополист сообщил, что покупает 19,9% акций ОАО «Новатэк» (добыча в 2005 году — 25 млрд кубометров газа).
Одно из мнений участников рынка: Газпром действует в рамках госполитики, направленной на укрепление контроля над стратегическим сырьевым сектором. Но, по мнению аналитика банка «Зенит» Евгения Суворова, нынешняя активизация Газпрома в скупке активов связана со сложностями во взаимоотношениях с Туркменистаном, у которого концерн планировал закупать до 50 млрд кубов газа ежегодно для поставок в Европу. 29 июня переговоры России и Туркменистана были прерваны: Газпром отказался закупать газ по 100 долларов за тысячу кубов. МИД Туркменистана заявил, что если в течение полутора месяцев новый контракт с Газпромом подписан не будет, эта страна прекратит поставки.
Теперь Газпром срочно ищет новые источники газа. В конце июня подписано соглашение с Роснефтью, которая будет продавать весь свой газ Газпрому (добыча в 2005 году — 13 млрд кубов). Аналогичные договоренности есть у концерна с Лукойлом и Новатэком. По мнению Александра Блохина, это устраивает «независимых»: они могут строить планы роста добычи газа, будучи уверены, что получат доступ к магистральным газопроводам Газпрома. Тот, в свою очередь, за счет «независимых» покроет дефицит газа внутри страны, перенаправляя собственный продукт на экспорт: на мировом рынке цены выше.