Борьба на конструктивных началах
Уральский рынок инжиниринга находится в стадии активного формирования. В ближайшие несколько лет отрасль ждут слияния и поглощения: рынок поделят крупные федеральные холдинги.
В конце мая РАО «ЕЭС России» выставило на торги 75% акций Инженерного центра энергетики Урала (ИЦЭУ), одной из крупнейших инжиниринговых компаний региона в области электроэнергетики. Покупатель — московский инжиниринговый центр «Энерго» — заплатил за актив 4,275 млрд рублей при начальной цене в 1,125 миллиарда. В торгах участвовали еще шесть компаний, все они сочли цену завышенной. Тем не менее боролись до последнего: аукцион завершился лишь на 127 шаге (стоимость одного — 25 млн рублей). Ажиотаж вокруг продажи ИЦЭУ заместитель гендиректора инжиниринговой компании «КВАРЦ», директор Екатеринбургского филиала Валерий Зайцев объясняет так: «На инжиниринговые услуги, в том числе на проектирование, спрос велик уже сейчас, и он будет расти. Генерация практически распродана, электрические сети и диспетчеризация из собственности государства не уйдут. Остается рынок сервиса: ремонт, логистика, инжиниринг. Последние 15 лет инжиниринговые услуги в энергетической отрасли не были востребованы, рынок фактически разрушен. Но сейчас все поняли: это выгодно. Поэтому и состоялась жесткая и захватывающая борьба за приобретение доли на перспективном рынке».
Время проектантов
Урал на пороге инвестиционного бума: по оценкам АЦ «Эксперт-Урал», в региональной промышленности только на 2006 — 2010 годы запланированы проекты на сумму более 60 млрд рублей (см. «Апокалипсис завтра» , «Э-У» № 39 от 22.10.07). А инжиниринг — неотъемлемая часть любого производственного проекта. По оценкам одной из крупнейших инжиниринговых компаний страны группы «Е4», затраты на услуги в этой сфере составляют до 60% всех вложений в основной капитал. По данным компании, в 2007 году объем российского рынка инжиниринга составил 3,5 трлн рублей, а к 2010 году он вырастет более чем в полтора раза. Наиболее интенсивный рост ожидается в энергетике и металлургии. Безусловно, не все эти деньги уходят инжиниринговым компаниям, многие предприятия обходятся своими силами. Тем не менее цифры позволяют оценить масштаб рынка.
В инжиниринговой отрасли работает несколько тысяч компаний, и рынок слабо консолидирован: доля крупных игроков с оборотом более 10 млрд рублей составляет только 15%. При этом почти все они находятся в европейской части страны: в Урало-Западносибирском регионе игроков федерального уровня нет. Кроме того, насыщенность рынка сильно различается по отраслям. Как показал опрос игроков, в энергетическом инжиниринге на Урале работает не больше десяти компаний, в сегменте машиностроения и металлургии — примерно столько же, на рынке химического инжиниринга — порядка сотни, в сегменте инженерных систем для ЖКХ — в несколько раз больше.
В последнее время услуги независимого инжиниринга все более востребованы. Конечно, у некоторых производственных компаний появляются собственные инжиниринговые центры, а на многих крупных предприятиях они были всегда (в виде отделов, например, главного конструктора, главного технолога и автоматизации). Тем не менее многие предприятия их растеряли, а небольшие вновь создаваемые производства такие расходы позволить себе не могут.
Иногда к услугам инжиниринговых компаний обращаются и предприятия, сохранившие подобные структуры. Причины объясняет генеральный директор компании «Пумори — Инжиниринг Инвест» Владимир Ревзин: «Во-первых, не нужно ломать голову над тем, где взять и обучить нужных специалистов, как определить уровень и качество их работы. Во-вторых, результат работы независимой компании можно сравнить с результатами своих специалистов и определить уровень их профессионализма. Наконец, заказав услугу в разных компаниях, можно ознакомиться с несколькими путями достижения цели и выбрать наиболее подходящий вариант».
Забыть институты
По словам директора по развитию инжиниринговой компании «Химические системы» Евгения Сагайдака, все компании отрасли можно разделить на три типа: выросшие из проектных институтов, входящие в состав производственных холдингов и созданные с нуля. Компании первого типа, как правило, ограничиваются функциями генерального проектировщика. Поставщиком оборудования обычно становится западный игрок, генподрядчиком — любая строительная монтажная организация. По словам заместителя директора по управлению и развитию группы компаний СТКС Владимира Минеева, создание инжиниринговой компании на уже существующей базе — наиболее дешевый и легкий вариант, но у него есть как преимущества, так и недостатки:
— Плюсы — готовые технические и проектные специалисты, налаженный процесс обработки проектных заказов, наработанная клиентская база (а значит, гарантированный объем предоставляемых услуг). Минусы: проектные организации неохотно переходят на проектирование с привлечением ноу-хау в технологиях и материалах. Причина — отсутствие автоматизации. Чтобы проектная организация смогла отреагировать на рынок, требуется определенное время. Все зависит от динамичности организации и желания топ-менеджеров.
Кроме того, как отмечает Владимир Ревзин, проектные НИИ, имея серьезную научную базу, работают в основном над крупными проектами. Но значительная часть таких проектов просто ложится на полку: у заказчиков порой нет достаточного финансирования для внедрения. Классический пример — железнодорожное строительство. Так, институт «Уралгипротранс» разработал для ЮУЖД предварительную документацию для новой ветки Транссиба — в обход границы Казахстана в Оренбургской области. По предварительным оценкам строительство обойдется в 31,7 млрд рублей. Но решение не принято, и проект может так и остаться на бумаге.
Второй тип — инжиниринговые компании, созданные в крупных холдингах на базе профильных проектных и исследовательских институтов. Их функции обычно близки первому типу, такие компании чаще всего ориентированы на цели и бюджеты соответствующих холдингов и редко работают на открытом рынке.
Наконец, третий тип — инжиниринговые компании, образованные выходцами из проектных и исследовательских институтов, технических вузов или машиностроительных предприятий. Евгений Сагайдак объясняет мотивы: «Залог успеха инжиниринговой компании — это способность предложить заказчику оборудование, в наибольшей степени отвечающее его индивидуальным требованиям. При этом важна репутация инжиниринговой компании, список клиентов, наличие квалифицированных инженерных кадров, лицензии, надежные связи с субподрядчиками. Все это нарабатывается не скоро, особенно если учесть длительность цикла выполнения проектов, когда до ввода в эксплуатацию производства проходит полтора-два года. Поэтому традиционно инжиниринговые компании создаются специалистами из различных профильных предприятий и институтов».
Главное отличие инжиниринговой компании третьего типа от проектного НИИ: она всегда разрабатывает проект под конкретный заказ. Кроме того, такие компании, как правило, предоставляют полный комплекс услуг — от диагностики и проектирования до изготовления, монтажа и пусконаладки оборудования. Как отмечают участники рынка, именно комплексные заказы и разработка проектов «под ключ» все более востребованы. Большинство некрупных компаний такие заказы выполнить не могут, да и многим холдингам часто приходится выводить часть работ на аутсорсинг, отдавая их мелким фирмам.
Впрочем, лишь сравнительно малое число компаний, позиционирующих себя как инжиниринговые, являются таковыми на деле. Большая часть специализируется на отдельных услугах, входящих в комплекс инжиниринга, и только одном сегменте отрасли. Как правило, это небольшие компании численностью от 40 до 80 человек, которые не способны обеспечить заказчику разработку проекта «под ключ».
Между тем на мировом рынке лидируют компании, предлагающие максимально широкий набор услуг и работающие в нескольких сферах. К примеру, одна из крупнейших инжиниринговых компаний планеты Bechtel (США) имеет в штате более 50 тыс. сотрудников и разрабатывает проекты в металлургии, машиностроении, горнодобывающей промышленности и множестве других отраслей.
Homo ingenious
Поскольку основной ресурс инжиниринга — это человеческий капитал, главным препятствием для роста российских компаний становится кадровый дефицит. В 90-е годы отрасль практически покинули наиболее работоспособные и опытные 35 — 45-летние инженеры и проектировщики. Не было и притока новых людей: до инжиниринговых и проектных компаний доходило не более 30% выпускников технических вузов.
— На сегодняшний день для развития энергетики главным является не наличие инвестиций: деньги в отрасль пошли. Основные проблемы — это дефицит кадров, потеря опыта, спад в энергетическом машиностроении, — говорит Валерий Зайцев. — С начала 90-х, когда были введены последние энергообъекты, и до 2005 — 2006 годов в энергетике страны царила тишина. Надо понимать, что 20 лет назад, когда в стране вводили в год более 8 тыс. МВт, в отраслевых проектных институтах была поставлена на поток разработка проектно-сметной документации для строительства, работали на полную мощность энергомашиностроительные заводы, строительные, монтажные и наладочные предприятия. Все эти компании были укомплектованы кадрами, имевшими большой опыт создания энергоблоков и электростанций любой мощности. Существовала система управления, координации строительства. Сейчас многое потеряно. Отсутствие опыта у всех компаний — и заказчиков, и подрядчиков — чувствуется сильно.
Сложилось три основных способа решения кадровой проблемы: возвращение старых специалистов, уже ушедших на пенсию, переманивание сотрудников и работа с выпускниками вузов. Основную ставку инжиниринговые компании стараются делать на последних: привлекают студентов на практику еще на третьем курсе, приглашают на работу на пятом. Тем не менее дефицит кадров все еще ощутим, а средний возраст инженеров слишком велик.
Поэтому (с учетом демографической ямы 2010 — 2015 годов, когда количество молодых выпускников по стране сократится в два раза) потенциал роста инжиниринговых компаний за счет расширения штата сильно ограничен. Главным инструментом консолидации рынка станут процессы объединения и покупки компаний.
Крупная рыба
В последнее время тенденция к укрупнению, сложившаяся на мировом рынке инжиниринга, проявилась и в России. На рынке начались активные процессы слияний и поглощений: крупные федеральные и региональные холдинги стали скупать небольшие компании, дополняющие их спектр услуг. Особенно это заметно в энергетическом сегменте: активно ведет себя группа «Е4», приобретающая региональные компании, острая борьба развернулась за инженерные центры РАО «ЕЭС России». Кроме того, все больший интерес к рынку инжиниринга проявляют крупные профильные холдинги: Газпром, «Синара», «Мечел», «Евраз».
Укрупнение — единственная возможность противостоять зарубежным инжиниринговым компаниям. Иностранцам российский рынок интересен прежде всего высокой маржой, поэтому они чаще всего стараются заключить контракт на условиях target price, с возмещением затрат на строительство и премией. Это снижает риски роста цен на материалы и монтажные работы. Но российские заказчики чаще всего заключают контракты с твердой ценой (fixed price) — обычно их могут позволить себе крупные холдинги, объединяющие производителей оборудования. Поэтому пока массового прихода иностранцев не наблюдается. Хотя в каждой отрасли есть свои особенности. Так, в химическом инжиниринге конкуренции почти нет: иностранцы занимают высокотехнологичный и наукоемкий сегмент рынка, а россияне — сегмент металлоемких технологий первичных переделов крупнотоннажной химии. В металлургии, по оценке ИК «Антанта-Капитал», до 90% рынка поделили крупнейшие зарубежные производители оборудования: Danieli (Италия), SMS Demag (Германия) и Voest Alpine (Австрия). В энергетике все чаще тендеры на строительство новых энергообъектов выигрывают иностранцы: Black & Veatch (США), Alstom (Франция), Gama (Турция).
Тем не менее, как показывает опыт, западные компании редко берут на себя весь проект и отдают часть работ в руки местных игроков. К примеру, испанская Iberdrola Inginieria y Construccion, получившая заказ на строительство парогазовой установки на Среднеуральской ГРЭС, уже ищет российских партнеров. «Для них эффективнее и дешевле привлекать специалистов здесь, — объясняет Валерий Зайцев. — Конечно, весь спектр работ испанцы отдавать не будут. Но им разумно работать, например, с ИЦЭУ, в который входит бывший УралТЭП, мощная организация, спроектировавшая СУГРЭС».
Другой вариант сотрудничества — создание совместных предприятий (СП). Так, в конце 2007 года машиностроительная корпорация «Уралмаш» и немецкий концерн Siemens объявили о создании СП по производству и обслуживанию оборудования для металлургической и горной промышленности. Оно будет оказывать и инжиниринговые услуги. Немецкая компания предоставит лицензии, технологические решения и потенциальные субподряды в России и за рубежом, «Уралмаш» — производственные и инжиниринговые активы. Именно последний вариант станет для новых инжиниринговых холдингов наиболее привлекательным: он обеспечит доступ не только к дополнительным заказам, но и к последним технологическим разработкам.
При условии сохранения существующих тенденций начальный этап становления уральского рынка инжиниринговых услуг закончится в 2010 году. Основным толчком к его развитию станет строитель-ство новых генерирующих мощностей, модернизация металлургических заводов и развитие нефтегазовой отрасли. К этому времени в прошлое окончательно уйдут отраслевые институты, не сумевшие приспособиться к новым условиям, а рынок поделят крупные игроки, освоившие весь комплекс услуг проектирования и подряда и способные на равных конкурировать с иностранцами.
Таблица 1. Крупнейшие инжиниринговые и проектные компании Урала и Западной Сибири
Место
Компания
Регион
Отрасль инжиниринга
Выручка в 2006 году, млн рублей
1
"Уралэнергопром"
Башкирия
Энергетика
3 625
2
"Кварц-Западная Сибирь"
Тюменская обл
Энергетика
2 365
3
ТюменНИИгипрогаз
Тюменская обл
Нефтегаз
1 783
4
"КЭС-ЭнергоСтройИнжиниринг"
Тюменская обл
Энергетика
1 619
5
Институт "Нефтегазпроект"
Тюменская обл
Нефтегаз, энергетика
1 602
6
"Тобольскстроймеханизация"
Тюменская обл
Строительство и коммуникацмм
1 509
7
НПП "Промтрансмаш"
Башкирия
Машиностроение
1 499
8
"Инженерный центр энергетики Урала"
Свердловская обл
Энергетика
1 369
9
"Авиадвигатель"
Пермский край
Машиностроение
1 296
10
УК "Уралэнергострой"
Свердловская обл
Энергетика
1 235
Источник: АЦ "Эксперт-Урал"
Таблица 2. Крупнейшие инжиниринговые и проектные компании России
Место | Компания | Регион | Выручка в 2006 году, млн рублей |
1 | "Стройтрансгаз" | 45 922,5 | |
2 | Группа компаний «СУ-155» | Москва | 29 700,0 |
3 | Корпорация «Трансстрой» | 16 024,0 | |
4 | Группа компаний ПИК | Москва | 42 035,7 |
5 | "Глобалстрой-Инжиниринг" | Москва | 37 694,8 |
6 | Группа компаний «Дон-строй» | Москва | 35 347,0 |
7 | «Мосметрострой» | Москва | 15 127,1 |
8 | «Мосстроймеханизация-5» | Москва | 13 664,5 |
9 | «Мостотрест» | 15 752,4 | |
10 | «Технопромэкспорт» | Москва | 10 469,6 |
Источник: АЦ "Эксперт-Урал" |
Дополительные материалы:
Инжиниринг (англ. engineering) — инженерно-консультационные услуги, работы исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера.
Обычно включают:
• технико-экономическое обоснование проекта
• планирование финансовых потоков, обеспечение финансирования
• полное управление проектом или его частями
• проектирование, моделирование, дизайн
• работу с поставщиками и подрядчиками
• обеспечение пусконаладочных работ
• обеспечение перевозок
• аудит, лицензирование