Латунные латы, медный меч

Латунные латы, медный меч Борьба на российском рынке цветного проката идет за каждого клиента. Из производителей останутся те, кто сумеет максимально сократить издержки и перевооружиться

Уральские производители проката из меди и сплавов цветных металлов (никеля, латуни и бронзы) второй год подряд теряют доходы. По итогам первого квартала 2014 года выручка наиболее крупных упала на 16 - 20%. Не удивительно: спрос на высокомаржинальную продукцию все ниже, а лом, так необходимый для производства, догнал по цене первичный металл, и предложение его на рынке стремительно сокращается. Российская отрасль обработки цветных металлов (ОЦМ), загруженная заказами лишь наполовину, с трудом удерживает позиции на собственном рынке, уступая более эффективным импортерам.

Обманутые ожидания

На три уральских завода ОЦМ - Каменск-Уральский (подконтролен ГК «Ренова»), Ревдинский (Уральская горно-металлур­гическая компания; УГМК) и Гайский (аффилирован с московскими бизнес-структу­рами) - приходится около 45% производства проката из меди и ее сплавов в России. А если учесть еще два завода УГМК, расположенные в других регионах, получится, что под контролем уральских промышленников сегодня две трети отрасли.

Показатели ее работы оптимизма не внушают. В 2011 - 2012 годах в России наблюдался восстановительный рост в обрабатывающей промышленности и машиностроении: эти отрасли, непосредственные потребители цветного проката (прутка, листа, труб и электротехнических шин), наиболее пострадали от кризиса. Подъем чувствовался и на экспортном направлении. Прокатчики цветмета планировали расширение продаж на внутреннем и внешних рынках, их доходы росли.

Однако уже по итогам 2013 года, по информации института «Цветметобработка» (ее использует Кировский завод ОЦМ) и оценкам участников рынка, выпуск цветного металлопроката в стране сократился на 3,5% (до 79,5 тыс. тонн; здесь и далее относительные данные приведены к соответствующему периоду 2012 года, если не указано иное). На Урале незначительный рост продемонстрировал лишь сделавший упор на экспорт Каменск-Уральский завод - 1,5%, но сохранить доходы ему не удалось: выручка упала на 3% (до 5,09 млрд рублей), прибыль - на 18% (до 234,9 млн рублей). Сильнее всего по объемам производства просел Ревдинский - минус 13,7%. Он потерял в выручке 18% (до 2,57 млрд рублей), а прибыль от продаж сократил втрое (до 33,8 млн рублей). Причем, как отметил коммерческий директор УГМК-ОЦМ Дмитрий Киташев, финансовые результаты предприятий холдинга в 2013 году оказались выше запланированных. Гайский завод ОЦМ, сокративший выпуск за 2013 год на 0,8%, финансовую отчетность еще не опубликовал, но судя по многочисленным искам от кредиторов, его положение еще хуже. Тем более что здесь несколько раз успели смениться собственники, и сегодня производственный комплекс завода и бизнес по выпуску и продаже продукции ГЗОЦМ - в разных руках.

Структура рынка проката тяжелых цветных металлов в России по поставщикам, % (тыс тонн)      Динамика производства проката тяжелых цветных металлов на Урале, тыс тонн

Латунь в руке

Уральские производители называют несколько причин падения доходов. Во-первых, нестабильность внутреннего рынка и снижение спроса на цветной прокат ключевого потребителя - машиностроителей, и в первую очередь производителей транспорта и комплектующих для него (АвтоВАЗа, КамАЗа, ГАЗа, Шадринского автоматно-агрегатного завода). В результате, по оценкам «Цветметобработки», объем российского рынка металлопроката из меди и медных сплавов (на него приходится основная статья доходов заводов ОЦМ) снизился по итогам 2013 года на 5,3% (до 92,3 тыс. тонн).

Во-вторых, усилилась конкуренция: с 2012 года на внутренний рынок хлынул цветной прокат Димитровградского металлургического завода, с нуля построенного группой выпускников Московского института стали и сплавов. Медные шины, профиль и пруток, выпущенные на его современном оборудовании, сразу обеспечили предприятию около 3% рынка.

Не дремлют и иностранные производители. В 2013 году структура внутреннего рынка цветного проката перераспределилась в пользу импортеров стран ближнего и дальнего зарубежья, которые увеличили поставки на 2% (до 22,049 млн тонн). И это без учета сербского завода медных труб «Майданпек» (принадлежит УГМК), который в прошлом году увеличил продажи на российский рынок на 43% (до 3,7 тыс. тонн).

Таким образом, сегодня уральские заводы ОЦМ работают в условиях жесткой конкуренции со стороны и российских, и иностранных прокатчиков. Причем на приоритетном не так давно внутреннем рынке ситуация складывается не в их пользу: основные рынки сбыта находятся в центральном регионе страны. Заводы переориентируются на экспорт: его доля в структуре продаж Ревдинского увеличилась в 2013 году с 10 до 15%, Каменск-Уральского - с 35 до 43%. В денежном выражении рост еще существеннее: 27% (до 6,205 млн долларов) и 13,5% (до 44,2 млн долларов) соответственно. Однако в компаниях признаются, что доходность экспорта крайне низка из-за транспортных затрат, таможенных барьеров и ценового демпинга европейских производителей. А в условиях существенных колебаний обменного курса риски недополучения прибыли усиливаются.

Неофициально на уральских предприятиях указывают на основную причину снижения выручки в 2013 году - изменение структуры портфеля заказов в результате резкого падения спроса на высокомаржинальные продукты из меди и бронзы. Объемы производства и реализации, в том числе на экспортных направлениях, удавалось поддерживать за счет массового и низкорентабельного латунного проката. По словам директора по экономике КУЗОЦМ Алексея Тарасова, эта продукция позволяет обеспечить стабильную загрузку производственных мощностей (а она на уральских заводах ОЦМ не выше 50%) и постоянный денежный поток.

Еще одна проблема уральского цветмета - сырье (на него приходится около 80% себестоимости производства). В России основной сырьевой базой для цветного проката является амортизационный медный лом, дефицит которого уже привел к подъему цен на него до уровня цен чистой катодной меди на Лондонской бирже металлов.

Модернизируйся кто может

Перспективы не радужны. «Конъюнктуру внутреннего рынка нельзя назвать положительной. Судите сами, в первом квартале котировки меди на Лондонской бирже металлов снизились на 4% по сравнению со средним уровнем 2013 года, деловая активность в машиностроении, энергетике и других промышленных отраслях ослабела, курс рубля падает. Сигналов к улучшению экономической ситуации не наблюдается», - говорит директор КУЗОЦМ по продажам Антон Азанов. По его словам, вся надежда только на дальнейшее продвижение на рынки стран Европы и СНГ, где отмечается рост интереса к российскому прокату цветмета.

Аналитики «Инвесткафе» полагают, что по итогам 2014 года показатели уральских заводов могут еще ухудшиться, так как спрос на их продукцию в значительной степени зависит от темпа роста экономики, а Минэкономразвития на этот счет обольщаться не позволяет.

Металлотрейдеры позитива уральским заводам ОЦМ тоже не пророчат. Мировой рынок цветного проката в стагнации, российский ждут кардинальные перемены. С вступлением России в ВТО мировые и внутренние цены на сырье выровнялись, таможенные барьеры как регуляторы ввоза металлопродукции отсутствуют, что позволяет поставщикам из стран СНГ, Китая и Восточной Европы усиливать позиции с помощью дешевого импорта. Заводы, имеющие в своем ассортименте уникальную продукцию, демпингуют на остальной: цены на массовые виды проката снижают до уровня себестоимости, на монопольные - поднимают.

По оценкам трейдинговой компании «МеталлСервис», позиции российских производителей не самые выигрышные. За последние два года качество продукции заводов ОЦМ ухудшилось, количество рекламаций выросло. «Если владельцы не будут инвестировать в модернизацию предприятий, у них нет будущего. Их место в России займут более эффективные производители из Европы и Китая», - заявил член наблюдательного совета «Металлсервис» Владимир Фельдман.

Уральские производители уже взялись за модернизацию. Так, в конце 2013 года Каменск-Уральский завод запустил уникальное для РФ производство катанки из бескислородной меди стоимостью 1,125 млн евро. Основной объем этой продукции завод намерен применять в качестве заготовки для выпуска медного проката по технологии непрерывной экструзии. Предполагается, что это позволит увеличить выпуск медных электротехнических шин почти в четыре раза (до 8,5 тыс. тонн в год).

Модернизация планируется и на РЗОЦМ, мощности которого морально и физически устарели. Именно при условии, что УГМК вложит в него значительные средства, ФАС разрешила холдингу в начале 2013 года купить Ревдинский завод. Технический директор УГМК Андрей Паньшин недавно заявил, что программа развития заводов УГМК-ОЦМ уже принята и предполагает вложения в размере 6 млрд рублей. Перспективное техперевооружение для снижения затрат на производство медных сплавов было и в планах Гайского завода, но пока не понятно, готово ли руководство предприятия осуществить его до конца.

Как отмечают участники рынка, борьба идет практически за каждого клиента. Успех во многом зависит от того, насколько эффективно отечественные производители будут снижать издержки и как быстро смогут подстроиться под растущие требования потребителей. И не стоит спокойно ждать, когда из-за сложной политической обстановки прекратит поставки в Россию украинский Артемовский завод ОЦМ, освободив на рынке нишу в 5 тыс. тонн цветного проката. На его место с радостью придут другие.

Справка "Э-У"
:

Выпуск медных полуфабрикатов, обычно называемый обработкой цветных металлов (ОЦМ), - завершающее звено медной цепочки - от добычи и обогащения руды до производства готовой продукции из меди и ее сплавов. Мировое производство продукции ОЦМ составляет 11 - 12 млн тонн, в том числе полуфабрикатов из меди - до 8,5 млн тонн и из медных сплавов - около 3 млн тонн. Доля России в мировом производстве - лишь около 1%.

 

Материалы по теме

Солнце еще высоко

Титан до Индии доведет

В одни руки

Медь вышла на публику

Зимнее снижение спроса замедляет ценовую динамику на рынке черных металлов