Калашников выстрелил

Инициатором объединения крупнейших оружейных заводов России в ноябре 2012 года выступил вице-премьер Дмитрий Рогозин. Он назвал стрелковую отрасль «одной из самых сложных в промышленности», нуждающуюся в консолидации под всемирно известной маркой: «Ижмаш и Ижмех, при всем моем уважении, не бренды. Бренд — это Калашников».
По словам Дмитрия Рогозина, в последние пять лет главный заказчик боевого оружия — министерство обороны — практически полностью прекратило закупки стрелкового вооружения: «На складах Минобороны скопилось много автоматического оружия, еще в масле, и из-за этого нет заказов». На Ижмаше по итогам 2012 года соотношение выпуска боевой и гражданской продукции составило один к девяти, то есть на гособоронзаказ пришлось всего 10%.
В этих условиях крупнейшие оружейные заводы России были вынуждены переориентироваться на рынок спортивного и охотничьего оружия. Особых успехов это направление не принесло. Генеральный директор Ижмаша Константин Бусыгин сообщил, что в последние годы отечественные производители значительно сдали позиции: «Пока мы враждовали, 18% рынка в нашей стране заняли турецкие производители, поставляющие дешевый аналог итальянских самозарядных ружей».
В этих условиях государство приняло решение объединить усилия предприятий, создав единое конструкторское бюро и несколько производственных баз. Вероятно, создание концерна упростит процедуру получения государственной поддержки. Константин Бусыгин уже заявил, что новое предприятие рассчитывает получить при рождении 3,5 млрд рублей госпомощи, которую планируют направить на покрытие долга, образовавшегося в результате банкротства концерна «Ижмаш». Другие средства могут быть выделены на масштабную модернизацию. «На соответствующее финансирование мы рассчитываем прежде всего в рамках создания концерна “Калашников”», — подтвердил главный конструктор Ижмаша Владимир Злобин.
Другое возможное преимущество — единая маркетинговая политика. Если производственные линейки предприятий будущего концерна в сфере производства боевого оружия практически не пересекаются, то в сфере производства гражданского оружия они порой вступают на внутреннем рынке в ненужную конкуренцию, подтвердил Константин Бусыгин. Создание единого ассортимента не только решит эту проблему, но и позволит начать борьбу с нелицензионным производством российского оружия в зарубежных странах, считает Дмитрий Рогозин.
По мнению директора Центра анализа мировой торговли оружием Игоря Коротченко, объединение может повлиять в лучшую сторону на качество выпускаемого оружия за счет оптимизации затрат, управленческих и производственных функций.