Алюминиевые огурцы
Отечественные производители продукции из алюминия ощутили мощный спад потребления со стороны основных отраслей промышленности. Следующий удар нанесет импорт. Результатом может стать передел рынка.Потребление алюминия и продукции из него в России стремительно сокращается. Самое сильное падение демонстрирует автопром: прогноз — 18% за первую половину 2013 года (в сравнении с аналогичным периодом прошлого). При этом импорт неуклонно растет: по ожиданиям участников рынка, через пять лет его доля может достичь угрожающих 50%. Разобраться в причинах падения конкурентоспособности и найти возможные варианты спасения отрасли российские производители продукции из алюминия попытались в рамках специализированной конференции 30 мая в Екатеринбурге (организатор — ИИС «Металлоснабжение и сбыт»).
Враг внутри
Впервые за период посткризисного восстановления на российском рынке отмечен спад продаж легковых автомобилей — по итогам января — марта 2013 года на 3,8%, сохраняется отрицательная динамика в секторах грузовых автомобилей и автобусов, указывает директор РУСАЛа по сбыту на рынках России и стран СНГ Сергей Бельский. На АвтоВАЗе производство упало на 4,6%, на УАЗе — на 13,2%. Объем выпуска грузовиков, включая легкие, за январь — март уменьшился на 9,6%. Затоваривание складов автомобилей только на АвтоВАЗе привело к сокращению в первом квартале 2013 года заказов на алюминий на 25%, в апреле и мае — на 39%.Не многим лучше ситуация в кабельной промышленности (подробнее см. «Дежурные по КПП» в «Э-У» № 21 от 27.05.13). Основная проблема отрасли — перебои с финансированием инвестпрограмм электросетевого комплекса со стороны государства в связи с затянувшимся процессом реорганизации Федеральной сетевой компании и Межрегиональной распределительной сетевой компании, основных покупателей кабельно-проводниковой продукции. Следствие — сокращение потребления алюминиевой катанки за первый квартал 2013 года более чем на 17%.
Производители вторичных алюминиевых сплавов ожидают спада спроса в России и странах СНГ в 2013 году на 4,5%, с 241 до 230 тыс. тонн. Причина та же — стагнация в производстве алюминийсодержащей продукции (автокомпонентов, кабелей для передачи электроэнергии, строительных конструкций и др.). Неопределенность сохраняется и со стороны производителей алюминиевого проката.
Растут только объемы производства экструзионных алюминиевых профилей: в прошлом году на 5 — 7%, столько же ожидается в 2013-м. Но и этому сегменту угрожает сокращение спроса: большие запасы готовой продукции на складах и рассрочка платежей потребителей значительно увеличили оборотку экструзионщиков. Неофициально производители признают, что потребность в их продукции на внутреннем рынке есть, но у покупателей нет денег.
Внешняя угроза
По прогнозам, в 2013 году объемы импорта продукции глубокой переработки алюминия в страну вырастут с 412 до 450 тыс. тонн в пересчете на алюминий. В результате доля импорта в общем объеме потребления в России достигнет 40%. Производители теряют собственный рынок. «Рост импортозависимости страны очевиден, и динамика его положительная», — отмечает Сергей Бельский. Поставки продукции иностранных производителей на внутренний рынок не падали даже в кризисные 2008 — 2009 годы, когда все отечественные производители существенно сократили производство. Если ситуация не изменится, то к 2017 году импортная продукция из алюминия будет закрывать уже 46,8% российских потребностей (до 600 тыс. тонн в пересчете на алюминий).Импорт растет по всем направлениям, начиная с алюминиевых профилей, проката из Китая и ЕС, заканчивая высокотехнологичными комплектующими для автопрома (двигателями, подвесками, дисками).
Конкурентоспособность отечественной продукции падает и на высококонкурентных рынках Европы и Азии, и на рынках стран СНГ. Участники алюминиевого рынка называют три основные причины, по которым отечественные производители уступают иностранным: высокая стоимость заемных средств, невозможность хеджировать сделки, необоснованный рост цен естественных монополий, который ведет к значительному увеличению себестоимости. «Мы столкнулись с ростом себестоимости производства в условиях отсутствия ресурсов для поддержания развития и конкурентоспособности», — констатировал заместитель управляющего директора по коммерческим вопросам Каменск-Уральского металлургического завода Андрей Курганский.
Спасительный патернализм
Алюминщики ищут защиты у государства. По оценкам ОК Русал, текущее конечное потребление продукции из алюминия в стране более чем на 60% завязано на госпотребление и бюджетирование. Поэтому, полагают металлурги, государство должно включиться в борьбу против импорта и за повышение конкурентоспособности высокотехнологичной продукции. Среди необходимых, по их мнению, мер внедрение комплексной национальной программы развития и поддержки несырьевых высокотехнологичных производств, совершенствование законодательства в сфере применения алюминия в строительстве и энергетике, а также создание стимулов для локализации производства алюминиевых компонентов в России. Есть и более радикальные предложения — вернуть оставшиеся в начале 2000-х давальческие схемы переработки сырья и привлечь в этот механизм госкомпании.— Идея заключается в следующем: Русал как крупнейший поставщик первичного алюминия и сплавов в России заключает долгосрочные контракты на фиксированных условиях с компаниями с государственным участием, которые являются потребителями алюминийсодержащей продукции, — поясняет Сергей Бельский. — Госструктуры в свою очередь могут размещать заказы на переработку этого сырья по давальческой схеме на мощностях производителей продукции из алюминия. С одной стороны, это позволит обеспечить загрузку производственных мощностей Русала, с другой — защитит переработчиков алюминия на период кризиса от спада потребления и позволит бороться с импортом.
— Эффект от такой схемы может быть положителен, несмотря на потерю добавленной стоимости, — отмечает представитель одного из российских кабельных заводов. — У нас появляется не только гарантированный рынок сбыта, но и возможность реализации планов модернизации производств: благодаря фиксированной цене на алюминиевую катанку и долгосрочным контрактам на изготовление из нее алюминиевых кабелей.
Многие участники конференции сошлись, однако, во мнении, что такой механизм утопичен в современных условиях и в нем немало изъянов. Во-первых, наибольшее влияние на потребление продукции, содержащей алюминий, государство имеет в авиапроме. А здесь основные потребители — концерны «Туполев» и «Сухой», которые вместе смогут закупить на рынке алюминиевой продукции не более 16 тыс. тонн. Во-вторых, вряд ли госкомпании станут кредитовать поставщиков сырья. «Если речь идет о заводах с государственным участием, то они сами живут овердрафтами, так как получают заказы от государства в начале года, а оплату по ним — только в конце. Нужно иметь миллиардные обороты, чтобы рискнуть пойти на такие схемы. А госкорпорациям типа «Олимпстрой» не интересно заниматься закупкой алюминия и размещения заказов по давальческой схеме. Они размещают заказы на строительство целого объекта, а продукцию для его строительства закупают субподрядчики, далекие от госинтересов», — поясняет топ-менеджер одного из уральских переработчиков алюминия.
Если отечественные производители хотят сохранить позиции на рынке, им нужно сообща расширять рынок, стимулируя потребление алюминия в стране, полагают в Российском союзе поставщиков металлопродукции. Пример — Alcoa, которая параллельно с модернизацией собственных прокатных мощностей в России разработала алюминиевый корпус для цементовозов, обеспечивающий снижение массы машины и количества используемого ею топлива.
Большинство алюминщиков полагают, что все эти меры принесут скорее опосредованный эффект, так как импорт растет в том числе из-за нехватки у российских производителей технологий для удовлетворения внутреннего спроса. Лучшей поддержкой для отрасли в этих условиях могут стать госгарантии по кредитам, которые необходимы для модернизации производств. Как отметил Андрей Курганский, уже несколько лет подряд мы наблюдаем споры между ЦБ, Минфином и Минэкономразвития РФ, которые доказывают друг другу, справедливы ли ставки по кредитам на уровне 15%.
О какой конкурентоспособности может идти речь, когда иностранные покупатели критичными считают ставки уже в 2% годовых.