Приглашаю вас на риск
Фото: SXC |
О готовности поддержать проект заявили правительства ХМАО (60 млн рублей), и Свердловской области (80 млн рублей). Идут переговоры с московской инвестиционной группой «Алор» (не менее 50 млн рублей, параметры сделки уточняются). Заинтересовались проектом и инвестиционная компания «Центр инновационных технологий Башкортостана», венчурные фонды США и Великобритании. Сейчас Фонд ВПК предлагает участвовать в проекте и другим инвесторам.
Особенности фонда
Как сообщил Андрей Шитик, база проектов, которые будут проинвестированы новым фондом в первую очередь, уже сформирована. На долю нанотехнологий в медицине придется 30% вложений, на переработку вторичных отходов — до 40%, остальное поровну разделят возобновляемые источники энергии и ИТ-технологии. Среди проектов — создание наноматериалов, нанотехнологий переработки техногенных отходов, наноэлектроники (в сфере робототехники, квантовых вычислительных систем и биотехнологии).
Фонд создается в форме акционерного инвестиционного фонда (АИФ). Это позволяет участвовать в нем большому количеству инвесторов. «Выбранная форма оптимальна, — отмечает руководитель проекта создания нового фонда и главный кандидат на пост гендиректора Александр Колодкин. — Это интереснее для инвестора, чем паевой инвестиционный фонд, где инвесторы практически не могут влиять на управляющую компанию. Форма закрытого акционерного общества для заявленных масштабов также неудобна — невозможно привлечение широкого круга состоятельных инвесторов, чего мы смогли добиться формой АИФ».
Один крупный фонд выигрывает перед множеством мелких: нет дублирования функций отбора и анализа одних и тех же проектов, появляется возможность внедрять дорогие ИТсистемы оценки венчурных проектов.
Магомед приходит к горе
Фонд такого масштаба на Урале ждут давно: инновационно активные предприятия всего на 69% финансируются за счет средств разработчика. «В последнее время стало больше привлекаться кредитов, грантов, но этого все равно не хватает, — уверен директор Фонда поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО Олег Козлов. — Уралозападносибирские разработчики участвуют в конкурсах, но получают гранты нечасто, триумф одерживают в основном Москва и Питер. Столичные разработчики умеют лоббировать проекты и могут приехать в конкурсную комиссию “на разведку”. Для большинства уральских ученых это проблематично. В результате, даже предложив отличную разработку, они по баллам проигрывают: не тот документ приложили, не так сформулировали. К тому же нередко уральские разработчики не знают, как подать инновацию так, чтобы заинтересовать инвестора». В сложившейся ситуации к «горе» должен прийти «Магомед» — нужны инвесторы, которые готовы рисковать и самостоятельно проявлять внимание к конкретным проектам.
Урал и Западная Сибирь выигрывают в потенциале развития наукоемких проектов у многих регионов: в Свердловской области работают более 90 отраслевых институтов, в Челябинской — более 30, в Тюменской — 16. Здесь много вузов, инженерных центров, появляются инжиниринговые фирмы. К тому же на Урале на порядок выше, чем во многих других регионах России, развита промышленность. А она начала предъявлять спрос на разработки.
Дополнительные материалы:
Акционерный инвестиционный фонд
Согласно ФЗ «Об акционерных инвестиционных фондах», — открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого являются инвестиции в ценные бумаги и иные объекты. Такой фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.