Влом
Сезон сбора лома под угрозой: меткомбинаты серьезно сократили потребление этого сырья. С улучшением конъюнктуры на рынке металлопродукции последствий срыва не избежать.По итогам января - апреля 2009 года уральский рынок лома сжался более чем вдвое. Причины очевидны: снизили объемы производства металлурги, они практически прекратили закупать лом на рынке, в расход пошли накопленные ранее запасы. Меткомбинаты полного цикла и вовсе предпочли нарастить долю более дешевого железорудного сырья (его производство упало лишь на 24%). В отличие от металлургов, ломозаготовителям пережить сокращение внутреннего рынка за счет увеличения поставок на внешний не позволило государство: оно резко ограничило количество таможенных постов, на которых можно декларировать лом, вывозимый за границу. В результате за первые четыре месяца экспорт лома уменьшился на 72% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рынок залег на ценовое дно и потерял примерно половину игроков.
Но положительный момент присутствует: на время можно забыть о надвигавшемся в годы бурного расцвета электрометаллургии недостатке лома. «Сейчас нет дефицита лома, есть дефицит денег», - констатируют участники рынка. Впрочем, как только кризис кончится, меткомпании столкнутся с этой проблемой вновь, и тогда диктовать условия будут ломозаготовители.
Нет приема
В прошлые годы весной на рынке лома начиналось традиционное оживление, в этом году сезонной активизации нет. «Спрос вялотекущий. Крупные меткомбинаты работают только через аффилированные вторметы. Независимые переработчики поставляют лом небольшим метзаводам и машиностроительным предприятиям, имеющим литейные цеха, но это мизерные объемы», - обрисовала ситуацию заместитель генерального директора по развитию НП «Объединение переработчиков металлолома» Ирина Викулова. «Запасы сейчас никто не делает, все работают с колес. На рынке остаются в основном ломосдатчики, которым нужно избавляться от лома независимо от его цены: поставщики стружки, бывших в употреблении труб, металлических отходов от демонтажа промышленных и жилых объектов», - добавил директор по маркетингу Steelway Limited Сompany Олег Масленников.
По данным Rusmet.ru, ломозаготовка в России в январе - апреле сократилась на 59% относительно аналогичного периода прошлого года, в апреле - на четверть к марту 2009-го и на 2/3 к апрелю 2008-го. Закупка лома метзаводами в январе - апреле уменьшилась на 53%. Цены, начавшие было подниматься в марте (по данным Ruslom.ru, в Уральском регионе почти до 5,1 тыс. рублей за тонну без НДС), в апреле снова упали до 3,6 тыс. рублей. При этом многие участники рынка говорят, что сегодня заготавливать лом можно лишь при цене порядка 4 тыс. рублей за тонну «на земле»: при ценах ниже этого уровня частный ломосдатчик переключается на другие виды деятельности, поскольку сдача лома теряет для него финансовую привлекательность.
По словам Ирины Викуловой, с начала кризиса с рынка добровольно ушли до 40% ломозаготовительных предприятий, но лицензии никто не сдает: «Надеются, что смогут возобновить деятельность». Около 3 - 4% предприятий перепрофилировались и начали работать в других отраслях.
Ни себе, ни людям
Политика отечественных металлургов в отношении закупок лома отличается в зависимости от типа производства. По мнению Олега Масленникова, металлургов можно условно поделить на три группы. Первая - интегрированные заводы, использующие в основном руду и уголь (ММК, Евраз Груп и другие), увеличили в производстве стали долю чугуна. По разным источникам, себестоимость чугуна на метпредприятиях составляет 4,2 - 5,5 тыс. рублей, поэтому платить за лом более 4 тыс. рублей (плюс НДС и железнодорожный тариф) им просто невыгодно. Закупка лома этими комбинатами сокращена существенно, а некоторыми, в частности Магниткой, полностью.
Вторая группа - небольшие электрометаллургические предприятия. Некоторые из них вынуждены почти полностью остановить производство (например, Златоустовский метзавод), другие - сократить его как минимум вдвое по сравнению с первыми тремя месяцами 2008 года. Так, по второму пути пошел Нижнесергинский метизно-металлургический завод (входит в «Макси-Групп»). Однако на фоне общего снижения потребления металлолома ломозаготовительный дивизион холдинга в первом квартале достиг самых высоких показателей в отрасли, заготовив 226 тыс. тонн (около 9% от общего объема отгрузки лома в России).
Третья группа - трубные предприятия, которые за счет остающегося платежеспособного спроса со стороны потребителей сумели существенно нарастить объемы закупки лома, даже по сравнению с первым кварталом 2008 года (например, Северский трубный завод увеличил закупки втрое).
В условиях резкого сужения внутреннего рынка и роста неплатежей поставщиков металлолома мог бы спасти экспорт. Не случилось: в апреле поставки лома на внешний рынок упали на 76% относительно того же периода 2008 года. Заместитель генерального директора ГК Rusmet Михаил Родионов называет две причины. Во-первых, действующие экспортные пошлины (15 евро с тонны) сложились в период пика цен на вторсырье и не соответствуют сегодняшней ситуации. Во-вторых, с начала апреля из более 600 таможенных постов России лом можно декларировать лишь на десяти. Причем на Дальнем Востоке такой пост один (в Петропавловске-Камчатском, куда нет железной дороги), в Сибири тоже один - в Красноярске. Более-менее рационально посты расположены лишь в европейской части России (на Урале - Челябинский). «Таким образом, наш лом стал заведомо неконкурентоспособным даже при существенно более низких ценах в портах, чем на заводах. Заготовка металлолома в России по сути отброшена в лихие 90-е.
И в значительной степени благодаря неадекватным "мерам поддержки отечественных металлургов" в виде ограничения экспорта», - отметил Родионов.
Уйдем под снег
В этом году ожидать подъема подотрасли не приходится. Оставшимся на рынке игрокам предстоит изнурительная борьба за выживание: металлурги не спешат рассчитываться за уже полученное вторсырье, а ломозаготовители, обремененные большой дебиторкой, не могут наращивать объем отгрузки из-за нехватки оборотных средств. Впрочем, пока в этом и нет необходимости. По прогнозам экспертов, по году падение потребления лома достигнет 40%.
Ситуация изменится после того, как спрос на продукцию металлургов начнет подниматься. «Метзаводам, с одной стороны, потребуется увеличить объемы закупа, с другой - они не смогут существенно поднять цену, так как рентабельность будет по-прежнему невелика. В этот момент и возможен физический дефицит лома: поставщики в ожидании подъема цен будут искусственно ограничивать предложение», - полагает Олег Масленников. Ломозаготовители просто не смогут быстро восстановить прежние объемы: люди уволены, техника продана, площадки законсервированы.