Сырьевая Антанта
Власти Башкирии и Татарстана нашли в лице правительства ЯНАО союзника для реализации проекта продуктопроводаиз Ямала в Поволжье. Осталось решить две проблемы: как наполнить его сырьем и кто станет инвестором
Доступ к сырью и сохранение конкурентоспособности нефтегазохимии Поволжья и Западной Сибири стали главными темами второго Международного форума «Большая химия», прошедшего в Уфе в середине мая. Тон дискуссии задали главы Башкортостана, Татарстана и Ямало-Ненецкого автономного округа. На открытии форума они подписали трехсторонний протокол «О намерениях в области транспортировки нефтехимического углеводородного сырья, в том числе широкой фракции легких углеводородов и газового конденсата, по маршруту Ямал - Поволжье». Власти Поволжья уже больше года лоббируют этот проект на федеральном уровне, чтобы решить проблему ожидаемого дефицита сырья, но он так и не сдвинулся с места (подробнее см. «Жирно не будет», «Э-У» № 5 от 12.02.12 ). Теперь они получили сильного сторонника в лице правительства ЯНАО: в округе сосредоточены перспективные ресурсы для газохимии. Весь вопрос в том, насколько экономически эффективен будет предложенный проект.
На месте топчемся
- Наша проблема в том, что, осуществив всего один или два передела, мы в огромном количестве отгружаем производные нефти и газа за границу по трубе или в железнодорожных цистернах. Назад же получаем продукт уже с парой сотен процентов добавленной стоимости, обеспечивая, по сути, рабочие места в Европе и инвестируя ее экономику. Поэтому развитие отечественной нефтепереработки до пятого-шестого передела, то есть до конечной продукции, к 2020 - 2025 годам становится стратегической целью, которая требует масштабных вложений, - очертил проблему президент Торгово-промышленной палаты Башкирии Юрий Пустовгаров.
Государственный подход предполагает развитие нефтегазохимической отрасли в рамках шести кластеров с полными производственными цепочками: Северо-Западного, Каспийского, Волжского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного. Основа каждого - крупные производства дефицитных сегодня базовых мономеров (пропилена, этилена, бутадиена). Крупнейшим кластером должен стать Волжский, в основном включающий производства в Татарстане, Башкирии, Нижегородской и Самарской областях. В ближайшие 20 лет здесь планируется строительство новых предприятий и расширение мощностей действующих. Только к 2020 году объемы производства этилена на предприятиях кластера могут быть увеличены почти втрое (до 4,2 млн тонн в год), полиэтилена и синтетических каучуков - вдвое (до 1,86 и 1,93 млн тонн соответственно), полипропилена - в четыре раза (до 1,24 млн тонн), поливинилхлорида - в пять (до 1,08 млн тонн).
Инициаторы проекта продуктопровода из Западной Сибири в Поволжье полагают, что дальнейшее развитие нефтегазохимии в регионе невозможно без дополнительных источников сырья. В официальном сообщении сказано: «В производстве полимеров задействована нафта (производная нефти), которая гораздо более эффективна для производства высококачественного автобензина. В то же время 24% от всего добытого попутного нефтяного газа (ПНГ) в стране сжигается в факельных установках в местах нефтедобычи. Строительство продуктопровода позволит использовать ПНГ на нефтеперерабатывающих предприятиях регионов Поволжья». Инициаторы проекта делают акцент и на том, что производство базовых продуктов на основе ШФЛУ, в частности этилена, дешевле «нефтяного» варианта на 30%. Президент Башкортостана Рустэм Хамитов:
- Продуктопровод позволит снять проблему обеспечения сырьем предприятий нефтехимического комплекса Башкирии, Татарстана и Самарской области не столько на ближайшие пять-десять лет, сколько на далекую перспективу - я говорю о тридцати, возможно, пятидесяти годах. Если продуктопровод будет построен, то к 2025 году лишь три крупнейших предприятия округа - «Нижнекамскнефтехим», «Газпром
нефтехим Салават», Новокуйбышевская нефтехимическая компания - будут потреблять не менее 8 млн тонн сырья в год. Это позволит нефтехимическим предприятиям трех регионов нарастить мощности и увеличить объем выпускаемой продукции как минимум вдвое - с 500 млрд до триллиона рублей, на их базе будет организовано до 70 тыс. новых рабочих мест.
Стороны заявили, что планируют создать производственно-коммерческую структуру с привлечением средств субъектов федерации, федерального бюджета и частных инвесторов. Инвестиции в проект оцениваются в 80 - 120 млрд рублей. По словам Рустэма Хамитова, участники соглашения вышли на создание консорциума для разработки ТЭО продуктопровода. Его задача - в сжатые сроки внести в правительство РФ предложения по формам государственного участия в проекте «Ямал - Поволжье». Власти ЯНАО также обязались оценить возможный объем углеводородного сырья в регионе. Губернатор региона Дмитрий Кобылкин уверен, что у проекта есть будущее: «За 60 лет добычи извлечено только 11% запасов газа в ЯНАО. Запасы огромны, чем дальше идем в Арктику, тем больше сырья».
Очередь за сырьем
Но далеко не все участники форума в полной мере согласились с доводами инициаторов проекта. По мнению президента ООО «Сибур» Дмитрия Конова, все кластеры самодостаточны: «Расположенных в Поволжском регионе ресурсов для полноценного обеспечения развития отрасли хватает.
В частности наблюдаемый в настоящее время дефицит этилена в объеме 200 - 400 тыс. тонн в год будет ликвидирован после реализации уже заявленных компаниями проектов создания пиролизных производств на местной сырьевой базе. По оценкам, производство нафты, получаемой на нефтеперерабатывающих заводах региона и используемой в качестве нефтехимического сырья, может вырасти с 10 млн тонн в 2010 году до 16,7 млн тонн к 2015 году».
В то же время, по расчетам Сибура, объемы ШФЛУ, получаемые за счет переработки попутного нефтяного газа и газового конденсата Западной Сибири, составят сырьевую базу новых нефтехимических производств в Тобольске в рамках формирования Западно-Сибирского нефтехимического кластера. Компания сегодня использует все доступные объемы ШФЛУ в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах: частично покупает у газовых компаний, основной объем получает за счет переработки ПНГ (около 18 млрд кубов в год) от ТНК-ВР, «Газпром нефти», Роснефти, ЛУКойла и Русснефти.
В Сибуре соглашаются: рост производства ШФЛУ в Западной Сибири в ближайшие годы будет, но незначительный (в переработку дополнительно вовлекут около 5 млрд кубометров ПНГ). И все доступные и прогнозируемые ресурсы ШФЛУ в Западной Сибири на ближайшие десять лет пойдут на развитие площадки в Тобольске. Напомним, здесь заканчивается строительство «Тобольск-Полимера» - нового комплекса Сибура по производству полипропилена на 500 тыс. тонн в год, а кроме того планируется создание крупного завода «ЗапСибНефтехим», требующего дополнительно 2,5 - 3 млн тонн ШФЛУ в год.
А еще в Тобольске строится новая газофракционирующая установка на 2,8 млн тонн ШФЛУ. В этой связи, говорят в Сибуре, любые проекты по вывозу ШФЛУ из Западной Сибири в другие районы страны (в частности трубопроводы «Хорда» и «Западная Сибирь - Поволжье») экономически нецелесообразны: ресурсов не хватит.
На конфликт интересов указывает и Минэнерго РФ в утвержденном правительством Плане развития газо- и нефтехимии России до 2030 года. В нем отмечается: проекты, завязанные на трубо- и продуктопроводы из Западной Сибири, будут неизбежно конкурировать за одни и те же объемы нефтехимического сырья. И ШФЛУпровод «Западная Сибирь - Урал - Поволжье» в Плане признается минимально привлекательным в инвестиционном отношении из трех представленных в документе.
При этом в Сибуре утверждают, что компания «не является противником идеи республик как таковой». И указывают на то, что в Западной Сибири существуют значительные объемы другого нефтехимического сырья - этана, который пока транспортируется по газопроводам в составе природного газа. По экспертным оценкам, извлекаемые объемы этана могут достигать 10 млн тонн в год: «Объединение усилий нефтехимических компаний, регионов Западной Сибири и Поволжья позволит провести детальный анализ технологической возможности вовлечения этого сырья в углубленную нефтехимическую переработку».
Мало найти, нужно доставить
Вопрос более активного использования этана в химической промышленности России, а также использования жирного конденсатного газа из Надым-Пурского междуречья (Западная Сибирь), насыщенного этан-пропан-бутановыми фракциями, неоднократно поднимался Российской академией наук. По ее оценкам, к 2020 году добыча жирного газа достигнет 175 млрд кубометров в год, а заводы Западной Сибири способны перерабатывать лишь около 22 млрд кубометров. И чтобы увеличить потребление этана и жирного газа в нефтехимии, необходимо развивать соответствующие системы трубопроводного транспорта, а также строить новые ГПЗ.
Интересно, что План-2030 предусматривает два проекта транспортировки этана из Западной Сибири. Первый, «ТрансВалГаз» (совместный проект Газпрома с Сибуром), направлен на возможную транспортировку этана в составе газа валанжинских и ачимовских горизонтов по системе газопроводов Газпрома до Череповца, где может быть построен ГПЗ. Второй, «Новый Уренгой - Поволжье», предполагает обеспечение пиролизных мощностей «Казаньоргсинтеза» и «Нефтекамснефтехима».
Для реализации подобных проектов также необходимо строить отдельную газотранспортную сеть по доставке извлекаемых объемов этана до нитки газопровода, который предназначен именно для транспортировки этанизированного газа. Без них, отмечают участники конференции, богатый жирными фракциями валанжинский и ачимовский газ смешивается с «бедным» сеноманским и поступает в газотранспортную сеть как топливо для энергоустановок. Совокупные единовременные расходы на создание подобной системы сбора и транспортировки могут достигать нескольких миллиардов долларов. Преимущество направления в том, что общие мощности заявленных в Плане-2030 двух этанопроводов ниже тех объемов этана, которые уже можно извлекать из природного газа Западной Сибири (около 2 - 3 млн тонн). А значит, в этом секторе особой конкуренции за сырье пока не прослеживается.
Правда, здесь власти Поволжья могут столкнуться с другой проблемой: Газпром пока видит для себя наиболее актуальным сжатие жирного газа для его поставки в газотранспортную систему.
И без активного вовлечения газового монополиста в реализацию проекта организовать раздельную транспортировку жирного и «бедного» газа до Поволжья по трубе вряд ли будет возможно.