Гонка телекоммуникаций
Минувшая весна отмечена непривычно большим количеством новостей о запуске новых телекоммуникационных проектов. Новинки не просто добрались сюда из Москвы. Многие новации появились на уральской земле раньше, чем в продвинутых Москве и Санкт-Петербурге.
В середине мая в Челябинске ОАО «Уралсвязьинформ» запустило первую в России Next Generation Network (NGN). Пока в тестовом режиме. И хоть конкретные сроки не называются, коммерческий пуск технологии не за горами. Следующими в очереди на доступ к сетям нового поколения стоят Екатеринбург и Пермь. А екатеринбургская компания NETPROVODOV.RU стала первым оператором в России, получившим официальное разрешение государственной комиссии по радиочастотам на строительство сетей WiMax. Эта технология, обеспечивающая высокоскоростной беспроводной доступ в интернет на больших территориях, обещает стать главным конкурентом технологиям широкополосного проводного доступа. Начало строительства сети намечено на лето, а тестирование — на конец года. NETPROVODOV.RU развивает на Урале и сеть локального, в пределах здания, беспроводного доступа Wi-Fi. Этой же весной очередной хот спот (локальная территория, на которой действует беспроводное соединение) появился в Екатеринбурге и первый — в Челябинске.
Настоящий хит этого сезона — мультисервисные сети, так называемые Triple Play, предоставляющие пользователю услуги телефонии, доступа в интернет и кабельного телевидения «из одной розетки». Мультисервисная сеть — следующая ступень развития технологии широкополосного доступа. Заслуживающий особого внимания факт: германский производитель оборудования для широкополосного доступа KEYMILE выводит на российский рынок новый продукт KEYNode. Это оборудование позволяет операторам предоставлять традиционные телефонные и широкополосные услуги наряду с одновременной миграцией к сетям VoIP NGN и предлагать дифференцированные дополнительные услуги Triple Play. Тестирование и первые проекты с использованием данного оборудования стартуют не в столице, а в Екатеринбурге с помощью местного партнера ЗАО «ИНТЕРСИСТ». И уже отсюда, сформировав полноценное коммерческое предложение и «обкатав» его на уральцах, KEYMILE двинется с новым продуктом в Москву.
Бизнес и население Урала явно готовы потреблять новые технологии и услуги связи: компании, внедряющие их, просчитали, что платежеспособный спрос оправдает соответствующие затраты. Вместе с тем глубина проникновения телекоммуникаций и уровень развития конкуренции здесь ниже, чем в столице. Это делает Урал наиболее привлекательной площадкой для апробации инновационных технологий. Для региона сложившаяся ситуация — шанс стать отечественным флагманом на рынке коммуникационных и интернет-технологий.
Упорядочивая самое себя
NGN — технологическое решение, в котором заинтересован прежде всего сам оператор. Потребитель при подключении к сети по большому счету разницы не почувствует, а вот владельцам больших сетей, да еще построенных на основе разных технологических принципов и оборудования, NGN существенно облегчит жизнь. Первый в России запуск корпоративной NGN осуществила компания «Голден Телеком», после того как присоединила компанию «Комбелга». Дело в том, что «Голден Телеком» строил сеть на оборудовании Nortel, а «Комбелга» — на базе Alcatel. После слияния перед «Голден Телекомом», по словам директора екатеринбургского филиала ЗАО «ИНТЕРСИСТ» Константина Тряпицына, возникла нетривиальная задача оптимальной интеграции двух разноплановых сетей: «Решить ее можно было несколькими способами, но самым экономичным и масштабируемым стало использование NGN».
Строить сеть с нуля — удовольствие дорогое. Эту проблему и призвана устранить технологическая надстройка NGN, позволяющая увязывать разные сети. По определению Тряпицына, NGN — это ответ рынка на необходимость сохранения оператором инфраструктуры, построенной на предыдущих стадиях технического развития. Принцип основан на том, что любые сети приводятся «к общему знаменателю» на уровне шлюзов. Шлюзы соединяются друг с другом высокоскоростным каналом IP, а программный коммутатор SoftSwitch решает, какая сеть, по какому маршруту и через какие шлюзы будет поставлять услугу, запрошенную абонентом. То есть сама по себе NGN новых услуг потребителю не предоставляет, но создает условия для того, чтобы абонент вне зависимости от местоположения мог воспользоваться услугами любой сети и оборудования, имеющегося у оператора.
Нетрудно догадаться, что NGN позволяет экономить на технической поддержке сетей, упрощает передачу биллинговой информации и порядок взаимозачетов сетей друг с другом. Используя NGN, вы получаете единый счет за все телекоммуникационные услуги, что привлекательно не только для корпоративных клиентов, но и «физиков», ценящих удобства.
Во внедрении NGN заинтересованы в первую очередь межрегиональные компании (МРК) «Связьинвеста». К ним принадлежит и Уралсвязьинформ, техническая база которого сформирована из нескольких региональных сетей, сотовой сети, сетей, присоединенных к МРК некогда альтернативных операторов фиксированной связи и интернет-провайдеров. NGN поможет превратить это лоскутное одеяло в единую инфраструктуру. Чем активнее компания ведет политику слияний и поглощений, тем нужнее ей NGN. Поэтому МРК и телекоммуникационные холдинги будут активно включать сети нового поколения.
Как заявил на пресс-конференции в Челябинске заместитель министра информационных технологий и связи РФ Борис Антонюк, «с точки зрения общегосударственных перспектив, самым важным итогом челябинского проекта интегрированной телекоммуникационной сети нового поколения является создание реальной предпосылки к качественному сдвигу в российской региональной отрасли связи. Из бизнеса, который до этого дня преимущественно следовал за развитием основных промышленных групп, осуществляя обслуживание их интересов и потребностей, связь становится реальным мотором региональной и национальной экономики, предлагая опережающими темпами услуги и новые возможности, прямо и существенно влияющие на производительность и качество деятельности всех отраслей, как это происходит в развитых странах».
Он-лайн всегда, он-лайн везде
Наряду с операторскими технологиями появляются новинки, «заточенные» на оказание услуг непосредственно населению. Одна из наиболее перспективных — технология беспроводного доступа WiMax. Компанию NETPROVODOV.RU не смутило даже то, что в России пока нет сертифицированного оборудования WiMax. Первопроходцы уверены, что вскоре оно появится.
Сама технология сходна с уже известной пользователям Wi-Fi, которая тоже обеспечивает беспроводной доступ, но в локальных точках (хот спотах), обычно в местах большого скопления людей — аэропортах, гостиницах, кафе. Принципиальное отличие новинки в том, что она обеспечивает беспроводной доступ не в радиусе 100 метров, как Wi-Fi, а на территории, большей в сотни раз. И хоть заявления разработчика оборудования компании Intel о способности WiMax покрывать территорию радиусом в 50 километров на полевых испытаниях в США не оправдались, подтвержденных опытами четырех-шести (в отдельных случаях 15 — 20) километров вполне достаточно, чтобы несколькими базовыми станциями перекрыть крупный город и пригород.
Суть технологии проста. Передающая базовая антенна, принадлежащая провайдеру, по радиоканалу соединяется с принимающей антенной абонента. Поначалу на рынке появятся внешние антенны: их нужно закреплять снаружи здания, в котором находится абонент. Следующий этап — комнатные антенны, а затем стационарные и мобильные ПК со встроенным принимающим модулем. После этого доступ станет не только беспроводным, но и мобильным.
Преимущества беспроводного доступа очевидны: его реально использовать везде, где возникает необходимость, а не только там, где есть возможность проложить проводной канал. Меньше затраты на эксплуатацию и обслуживание: кабель отсутствует, следовательно, не может стать причиной сбоя. Подключение занимает два-три дня, а не недели и месяцы, как в случае с проводами. Все это вкупе с тем, что беспроводная сеть обеспечивает хорошую скорость передачи данных (до 12,7 Мбит/с), делает ее сильным конкурентом проводных сетей.
Бурное распространение технологий беспроводного доступа ограничивают два обстоятельства. Первое: оборудование WiMax выпускают многие компании, причем их продукция часто несовместима. Из-за относительно небольших объемов производства уникальное оборудование достаточно дорого, поэтому под силу корпоративным клиентам, но неконкурентоспособно на массовом рынке. Однако вскоре ситуация может измениться. Компания Intel ведет на мировом рынке активную лоббистскую деятельность, направленную на то, чтобы ее оборудование WiMax легло в основу международного стандарта для всех производителей. Если это произойдет, цена оборудования, по мнению директора по продажам компании NETPROVODOV.RU Леонида Кондрича, упадет в несколько раз, и это сделает WiMax массовой услугой.
Второе ограничение связано с запретительной политикой государства в области радиочастот. Российские радиочастоты нуждаются в конверсии: если в европейских странах под гражданские нужды выделено до 90% радиочастотного спектра, то в России — только 9%. Кроме того, процедура выделения радиочастоты сложна и длительна. Рассказывает руководитель отдела корпоративных решений екатеринбургской сетевой компании « Новаком» Сергей Карпенко:
— Мы на себе чувствуем выгоду беспроводных технологий. У нас два офисных помещения в соседних зданиях, и нужно организовать локальную сеть. Если протянуть провод по крыше, будет высока вероятность аварий, да и вообще для профессиональной сети такие «сопливые» соединения не годятся. В кабельную канализацию нас не пускает собственник. Выход — беспроводная сеть. Но сейчас даже на соединение локального масштаба между зданиями нужно получать лицензию, разрешение на радиочастоту, согласование с военными, контрольными и надзорными органами. Проект будет стоить 7 — 8 тыс. долларов и полгода согласований. Сумма складывается из расходов на подготовку проекта, пересылку документов, оплату пошлин и времени сотрудников, которое они на это тратят. И это не предел: проект может по восемь месяцев гулять по инстанциям, а подтверждать разрешающие документы нужно каждый год. Поэтому компании зачастую идут на полукриминальную схему: покупают оборудование, начинают работать и ждут, когда придет Связьнадзор, отберет оборудование и наложит штраф. Но даже несмотря на то, что беспроводные технологии так ограничиваются в развитии, они востребованы. Поэтому можно уверенно прогнозировать: как только Мининформсвязи позволит нам в упрощенном виде строить беспроводные сети, хотя бы локальные, такие технологии станут развиваться куда более бурными темпами.
Да здравствует лень потребителя
На проводных технологиях, однако, крест ставить рано. Им тоже есть что предложить потребителю — например Triple Play. Это следующий этап развития технологии широкополосного доступа ADSL, с которой продвинутые пользователи уже хорошо знакомы. Для остальных объясним. Что такое широкополосный доступ? Один из екатеринбургских поставщиков телекоммуникационного оборудования провел такую аналогию: представьте себе песочные часы, в которых песок сыплется не привычно медленно, через узкий доступ, а с помощью специального оборудования (стоимость его комплекта 200 — 300 долларов) сквозь «горлышко», чей диаметр в несколько раз больше.
Такой эффект достигается за счет того, что разные виды трафика проходят по линии (неважно какой: технология работает как на оптике, так и на банальной медной паре) на разных частотах и не мешают друг другу. Если вы входите в интернет через модем, телефоном воспользоваться уже нельзя и наоборот. При широкополосном доступе — запросто. Причем скорость передачи данных неизмеримо выше, чем по модему: 8 Мбит/c входящий поток и 1 Мбит/c исходящий. Такая скорость позволяет организовывать видеоконференции. При использовании более продвинутого ADSL2 проходимость канала еще больше — до 20 Мбит/c.
Triple Play отличается от стандартного ADSL тем, что к телефонии и интернету добавляется развлекательная составляющая. Пока этот контент в екатеринбургском проекте не ясен. Поэтому приведем московский пример: 11 мая АФК «Система» представила проект «Стрим ТВ». Услуга позволяет абонентам широкополосного доступа смотреть более 80 российских и зарубежных каналов с цифровым качеством, включая телеканалы собственного производства «Стрим ТВ». Пользователи могут просматривать новинки отечественного и мирового кинопроката в программе «Виртуальный кинозал» или получать «видео по запросу»: скачивать файлы фильмов из архивов провайдера с его сервера прямо в воспроизводящие устройства без каких бы то ни было промежуточных материальных носителей. Формы развлекательного контента бесконечны: тот же «Стрим» предлагает программы десятков виртуальных и реальных радиостанций, игры он-лайн.
По сути, бизнес-стратегия Triple Play эксплуатирует любовь потребителей к комфорту: чем идти в магазин за диском, можно, немного переплатив, получить любой фильм в любое время прямо на домашний кинотеатр. «Видео по запросу» стоит столько же, сколько материальный диск, но это пока — в отсутствие конкуренции «Стрим». По мере появления на рынке новых игроков цена на развлекательный контент будет падать, а его разнообразие — расти.
Эффект развития
Что даст нам наметившийся скачок телекоммуникационных технологий? Даже если оставить в стороне взаимосвязь уровня развития телекоммуникаций и эффективности экономики в целом (эта связь, бесспорно, существует, но ее сложно оценить количественно), очевидны два глобальных эффекта. Первый: повышение качества жизни населения, что в конечном счете и является главной целью государства. Речь идет не только о развлечениях и комфорте. К примеру, описанные возможности мультисервисных сетей могут быть использованы в дистанционном обучении и консалтинге, в организации полноценных рабочих мест на дому. В ближайшем будущем разнообразие способов использования телекоммуникаций будет ограничено не столько техническими возможностями, сколько фантазией потребителя.
Второй эффект чрезвычайно важен с точки зрения развития отрасли связи и ИT. Новые технологии создают предпосылки диверсификации телекоммуникационного бизнеса, дают возможности для развития малых и средних телекоммуникационных предприятий. Благодаря их большей мобильности сформируется высококонкурентное поле на «последней миле» — там, где услуги непосредственно предоставляются населению. Тем более что малые и средние операторы, как показывает практика, куда более восприимчивы к новым технологиям, нежели крупные.
Дополнительные материалы:
Вечный двигатель
Константин Тряпицын |
— Константин Валентинович, каковы основные тенденции в развитии мобильных технологий связи?
— Их две. С одной стороны, мобильный телефон превращается в средство коммуникации в широком смысле. Благодаря развитию функционала и бизнес-приложений мобильники отбирают нишу у карманных ПК и смартфонов. Они уже могут получать и отправлять данные, вести их поиск. Эту тенденцию задает большая тройка сотовых операторов — Мегафон, БиЛайн, МТС. Общение понимается ими как взаимодействие, телефонный звонок должен быть так сопровожден технологиями, чтобы стать полной альтернативой личного визита. Вторая заметная тенденция — развитие индустрии развлечений на базе мобильных технологий. Голосовые функции отходят на позиции базовых, но постоянно растут возможности подключения больших объемов внешней памяти. Новинка последнего времени — совместимость с системами определения координат с помощью спутника (GPS). Сейчас уже есть модели, где модуль GPS сразу встроен в телефон, и никаких дополнительных коробок с собой носить не нужно.
— А с точки зрения бизнеса?
— Наметилась тенденция, верная как для мобильных, так и для фиксированных операторов. Мы привыкли к тому, что оператор, который строит сеть и является ее владельцем, оказывает услуги связи. В Европе ситуация иная: бизнес диверсифицирован, есть компания, которая строит сеть и обеспечивает доступ, есть продавцы услуг, есть контент-провайдеры — владельцы хранилищ мелодий, картинок, музыки, видео, игр и тому подобного. Сейчас специализация начинается и у нас. Контент — уже отдельный бизнес. Следующий этап (и он не за горами, примеры в России уже есть) — возникновение виртуальных операторов: компаний, которые не имеют собственной инфраструктуры, но хорошо умеют продавать, работать с массовым рынком, участвовать в тендерах и так далее. Такие компании арендуют техническую инфраструктуру у владельца и осуществляют на ней коммерческую деятельность.
Новые технологии дают больше возможностей для ведения бизнеса. Вот пример из реальной жизни: на чемпионате мира по биатлону наша компания неплохо заработала на международных звонках. Все исходящие каналы из города в момент проведения чемпионата были заняты, звонки стояли в очередь. Достаточно было появиться там, быстро развернуть еще один канал и начать собирать деньги. Отбоя от клиентов не было. Отсюда — диверсификация. Компании неминуемо разделятся на тех, кто умеет строить сети, и на тех, которые будут тонко чувствовать, где и как услуги этих сетей можно продать.
— Как развитие новых технологий влияет на конкуренцию?
— Приведу пример. Triple Play — сеть, которая соединяет телефонную компанию, интернет-провайдера, видеопровайдера. Пользователю выдается одно устройство, с помощью которого он получает доступ ко всем услугам. Объединения в мультисервисную сеть позволяют узкоспециализированным небольшим операторам не только профессионально оказывать свою услугу, но и по объему сервисов и услуг не уступать большому универсальному оператору. Таким образом, маленькие компании смогут конкурировать с монстрами. Ведь пользователю все равно, один оператор предоставляет ему все услуги или несколько, иногда он этого просто не знает. А если учесть, что подобный конгломерат небольших операторов зачастую более мобилен и клиентоориентирован, чем монополист, можно предположить, что «последняя миля» скоро станет высококонкурентным сектором.
Будет и на нашей улице ADSL
Михаил Крымский |
— Михаил Израилевич, недавно в Челябинске начала работу сеть нового поколения NGN. Каковы ее преимущества с точки зрения бизнеса Уралсвязьинформа и интересов потребителей?
— Мы создали единую телекоммуникационную сеть для всех технологий: передачи голоса, данных, видео. До этого существовали отдельные сети. Преимущество NGN очевидно: строить и эксплуатировать одну сеть вместо нескольких легче и дешевле, таким образом, она обеспечивает лучшие бизнес-показатели. Мы можем просто и быстро конструировать услуги, пакеты услуг и предоставлять их любому потребителю по его желанию.
— Насколько масштабна построенная сеть?
— Произошел технический пуск, сеть работает в тестовом режиме — только для некоторых корпоративных клиентов. После коммерческого запуска NGN территориально закроет весь Челябинск, а потенциально и область. Мощность очень велика, сеть можно без проблем масштабировать по мере необходимости.
— Собирается ли ваша компания активно работать на рынке услуг широкополосного доступа?
— Бурное развитие ADSL от Уралсвязьинформа вы увидите уже в ближайшее время, хотя мы занимались этим и раньше. Чтобы оказывать услуги широкополосного доступа, необходимы мощные опорные сети передачи данных. Кроме того, нужно создавать каналы большой пропускной способности и сокращать длину «последней мили», чтобы минимизировать помехи.
Теоретически мы могли бы запустить ADSL на старых сетях, но тогда качество услуги было бы гораздо ниже, чем позволяет сама технология, и мы просто дискредитировали бы ее.
Поэтому мы активно модернизируем сети и сейчас технически готовы к тому, чтобы оказывать услугу не только массово, но и качественно.
Так что объемы будут расти. Показатели продаж свидетельствуют: потребители в широкополосном доступе заинтересованы.