Рисунки из песка

Рисунки из песка О том, где и как в Екатеринбурге прогрессивные родители, увлеченные идеями раннего развития детей, могут подготовить их к жизни в усложняющемся мире.

Игроки на рынке услуг дополнительного образования и обучения для дошкольников в Екатеринбурге прибывают день ото дня, сегодня их 143. Интернет-изобилие озадачивает родителей. Что стоит за обещающими названиями центров и школ развития? Да и просто детские сады перестают быть просто детскими садами, во многих быстро разворачивают основной для рынка спектр услуг. Стандартный набор выглядит так: подготовка к школе, изобразительное искусство, английский язык, развивающие занятия, музыка, аэробика, танцы, психологические консультации, занятия с логопедом. О том, что движет развитием рынка, мы говорили с разными игроками.

О, мой бэби

«В Екатеринбурге пока очень мало качественных детских школ развития», — такой вывод Жанна Подузова, ныне владелица двух Бэби-клубов в Екатеринбурге, извлекла из личного опыта. Когда дочке было 10 месяцев, она занялась выбором хорошего детского клуба, география поисков расширялась, но идеальный вариант так и не был найден. Решила открыть свой. Не будучи экспертом в этой отрасли (по образованию Жанна юрист), поняла, что важна поддержка опытных людей.

В итоге выбрала франчайзинговую модель.

— В этот бизнес нужно идти «прогрессивным родителям», которые увлечены идеями раннего развития, получают удовольствие от общения на эти темы с другими мамами и папами, готовы дать возможность развиваться не только своим детям, — говорит бэби-бизнес-вумен. — При этом я осознаю риски бизнеса и готова их минимизировать. Чтобы сделать рентабельный Бэби-клуб, нужно совмещать ум и душу, трудность именно в этом. Необходимо погрузиться во все процессы сразу — поиск помещения, ремонт, подбор персонала, обучение, рекламу и маркетинг, юридические моменты, бухгалтерию. Человеческий капитал — 90% успеха. Не сразу получается найти «тех самых». Специалист меняется — привыкшие к нему дети переживают, и я вместе с ними.

Жанна Подузова отмечает актуальность бизнеса в сфере образования и досуга для малышей до семи лет во всех регионах РФ. Несмотря на действия государства, мест в детских садах все равно не хватает. И ситуация с качеством занятий (особенно учитывая переполненность групп) оставляет желать лучшего. Рынком движет активный спрос на качественные услуги раннего развития детей — так родители заботятся об их будущем. Временем роста популярности этих идей среди родителей можно назвать все первое десятилетие 2000-х годов, когда появилось множество сетевых и несетевых игроков в сфере раннего развития. При этом рынок до сих пор не заполнен. Факт из практики сети: Бэби-клуб издал легендарную книгу о раннем развитии «После трех уже поздно» Масару Ибуки, которая более 20 лет жила лишь в интернете, за два года разошелся тираж 120 тыс. экземпляров. Только с сайта клуба бестселлер скачан более 130 тыс. раз.

Еще один факт: за прошлый год в управляющую компанию Бэби-клуба поступило более 1430 заявок на открытие клубов по франчайзинговой программе из разных регионов России. Это те люди, которые как минимум задумались о возможности открыть свое дело в сфере дошкольного развития. На данный момент общие инвестиции в Бэби-клуб (включая стоимость франшизы) составляют 1,8 — 2 млн рублей. Средний срок окупаемости — 24 месяца.

Сейчас общее число клубов в России и СНГ — 105. География присутствия — 44 города. А началось все в 2000 году, когда Евгения Белонощенко открыла первый Бэби-клуб в Самаре, решив делать детей счастливыми, получать от этого радость и помогать родителям осознать и раскрыть индивидуальность ребенка. На это решение оказал влияние автор уникальных методик раннего развития и развивающих кубиков Николай Зайцев. Сейчас Бэби-клуб — крупнейшая сеть центров в России и СНГ, в которых развивают интеллект детей от 8 месяцев до 6 лет. К 2018 году планируется увеличить количество клубов до 500: прогнозируется ежегодный рост сети на 30%. При этом рост всего рынка составит не менее 15% в год — если отрасль будет справляться с ужесточающимися с каждым годом требованиями к частным образовательным учреждениям со стороны государства.

Законы песочницы

Директор центра развития для детей и школьников «Гений» Виктор Бочкарев тоже не «профи»: получил техническое образование. Но его всегда интересовала психология лидерства. К тому же он — отец четырех детей, поэтому «всегда в курсе дел». Рост спроса на услуги для дошкольников он объясняет тем, что, во-первых, детей сложных, гиперактивных становится все больше, это примета времени — увеличивается нагрузка на психику. Во-вторых, родители, понимая всю сложность современного мира, хотят дать ребенку максимальный набор начальных знаний и умений, чтобы он определился, раскрылся, а потом по найденному вектору двигаться далее. Родители хотят загрузить энергию малышей с пользой и по максимуму подготовить к школе.

А в хорошую школу не так легко попасть, и родители озадачены тем, чтобы ребенка интеллектуально и эмоционально подготовить, социально.
Учебный центр «Гений» на рынке старожил: в 1991 году школьникам здесь предложили автошколу, судовождение, курсы компьютерные и рисования. С дошкольниками работают пять лет, сегодня в портфеле услуг «Гения» на них приходится 30%. Сейчас у центра три площадки в мегаполисе. Выбирают спальные, не очень отдаленные от центра районы. Помещения нежилые, на первых этажах новых домов. Формат центра позволяет занимать площади от 80 до 140 кв. м. Много внимания уделяют комфорту — туда, где тесно и душно, за деньги второй раз никто не придет. А такими вопросами, как наличие большой парковки, не заморачиваются: одна из тенденций — родители не хотят возить детей далеко, им некогда, ходят из ближайших дворов. Предлагают группы: развития — от 1,5 до 3 лет, ритмики и основ танца — с 4 лет, английского языка — с 5 лет и другие.

— Возраст перехода из садика в школу интересный — все дети хотят быть первыми, узнавать новое, проявить себя. И занятия в секциях позволяют реализовать свое «я». Мы вынуждены постоянно обновлять и дополнять направления, делать удобным график. Мы же не в пустыне: вокруг конкуренты, почти у каждого сайт, а потребители все сейчас сидят в интернете, умеют сравнивать и считать деньги, — рассказывает Виктор Бочкарев. — Наша ниша — потребители со средним и выше доходами, которые могут себе позволить после детского сада отвести детей вечером в секции дополнительного развития. Им детсада мало, они считают, что их дети заслуживают большего внимания, индивидуальной подготовки. В садике есть логопед — и к нашему идут. Потому что в садике он один на четыре группы по 30 человек. А формы задержек речи, невыговаривания звуков у многих детей достаточно серьезны. Садик не дает желаемого эффекта, а время идет.

Для малышей занятия, длящиеся час-полтора, разбиты на несколько уроков различной тематики, чтобы не уставали: творчество, музыкальное занятие, танцы. В изостудии с малышами рисуют различными техниками: гуашь, акварель, пальчиковые краски, конструируют поделки.
Определяя портфель услуг, центр ориентируется на собственную статистку, на то, что предлагают родители, и наличие хороших специалистов: большинство преподавателей в центре — почасовики, «Гений» у многих неосновное место работы. Кроме того, центр вынужден неустанно отслеживать новации у конкурентов. Динамика роста посещений по некоторым направлениям достигает 30 — 40% в год, вроде бы неплохо. Но рядом с каждой вновь открытой площадкой тут же появляются другие учебно-творческие центры. И начинают предлагать практически то же самое, все копируют, даже тексты на сайтах.

— С этим ничего не поделаешь, — улыбается Виктор Бочкарев, — так развивается рынок, ведь и мы у кого-то перенимаем хороший опыт. Предлагаем новые дополнительные направления: робототехнику, ЛФК, детскую йогу, современные танцы — хип-хоп, брейк. Рынок растет, по моим оценкам, по горизонтали, на 20 — 30% в год. Все расширяют линейки предложений.

Иная позиция у Веры Голенковой, директора и создателя Jlider.ru, Международной школы лидерства для молодежи, которая тоже начинает работу с дошкольников:

— Для меня этот бизнес никогда не являлся только бизнесом. Главной изначально была гуманистическая идея. Я чувствую рынок и говорю своим специалистам: давайте сделаем это, или они мне предлагают. А иногда и сами дети. Если идти за детьми — никаких идей ни у кого воровать не надо. Родители у нас не сидят на занятиях, они работают. Если мы строим город из песка, то у каждой семьи — своя песочница.

Надо профи — выращивайте

— Время активного старта рынка — последние пять-шесть лет, — рассказывает Надежда Суворова, исполнительный директор центра дополнительного образования для всей семьи: детей, подростков и их родителей «Белый слон». — Мы на рынке уже 13-й год, основные направления деятельности — нейрокоррекционное и психологическое. Центр одним из первых в Екатеринбурге начал этим заниматься. Так, лет 20 назад гиперактивных детей с неустойчивым вниманием, не способных сконцентрироваться на определенной цели, ругали. Сейчас проблема решается с помощью определенного комплекса упражнений, воздействие идет на причину. С этим и работаем: помогаем восполнить некоторый дефицит развития ребенка. Доверие к психологам растет, последние три года просто пик. Потому что появились инструменты решения задач. Агрессивное поведение, страхи, тревоги, неусидчивость — это все снимают психологи. Родители у нас получают много информации про особенности возраста, про то, как реагировать на то или иное проявление у ребенка. Самое главное для нас — выдать тот результат, который мы заявляем. О качестве услуг говорит постоянство клиентов. Хотя внешне услуги центров похожи.

Каждый год появляется масса новых центров и студий, столько же закрывается. Уходят с рынка, потому что велики эмоциональные, временны?е, финансовые вложения, мало квалифицированного персонала. Стабильный штат — базовая составляющая успеха на рынке, основная ценность компании. Специалистов ищут по рекомендациям, обучают. «Самый хороший сотрудник — выращенный сотрудник», — уверены в «Белом слоне».
По поводу решения проблемы персонала руководители других центров говорят: мы не можем человека отсканировать, годится ли он для работы с детьми, доверяем рекомендациям, приходится много выбирать, менять. Сложно найти педагога с отточенными методиками. Чаще услуги центрам предлагают студенты, у которых есть конспекты и «две недели практики в детском саду», но глаза при этом горят: давайте мы у вас попробуем. Центры «с философией» и «миссией» не могут позволить себе «эксперименты над детьми»: это риск потерять клиентов. Они выращивают специалистов сами, но это требует времени.

За первые два года работы многим центрам развития приходится отсеивать более десятка человек за профнепригодность. Руководители не ленятся присутствовать на занятиях, потому что от качества их проведения зависит имидж центра. Если взрослому не интересно на занятии, то и детям такие уроки не нужны.

Клонировать «гениев»

Другая проблема центров раннего развития — сезонность работы. Летом родители водят детей на занятия только в июне, дальше затишье до сентября-октября. Например, чисто языковые центры пустеют, им приходится делать скидки до 70%, потом как-то из этой ситуации выходить. Следующий провал — зимние каникулы. Еще минус — узко специализированным не в каждом районе можно разместиться. Большим статусным центрам с широкой линейкой предложений, как ни странно, тоже сложно, потому что им нужно обладать емкой материальной базой, дорогостоящими профессионалами. Это все затратно, при том что рынок сейчас динамичен. Приходится, например, все быстрее комплектовать заявленные тематические группы. Раньше тянули месяц-два, сейчас за неделю не собрали — все, клиенты ушли к другим. Маленькие, монопрофильные тоже проигрывают, но по другим причинам. В наиболее удобном положении средние по объему предлагаемых услуг, мобильно действующие учебные центры.

Ответ на вопрос, куда пойдет рынок и каковы его перспективы, все игроки дают один: рынок будет расти в плане расширения предложений, поиска новаторских предложений. Потому что сейчас есть все у всех: бисером вышивают, кукол делают, мыло варят, песком рисуют, коврики шьют, свечи льют, декупаж изготавливают повсеместно. У всех игроков сайты, все могут смотреть, что предлагают другие, и все, чтобы оторваться от конкурентов, стремятся расширять услуги. Помимо локальных, приходят игроки из других регионов, сети.

— Нас не смущает высокая конкуренция, — говорит Вера Голенкова, — наоборот, очень надо, чтобы центров развития, любых, становилось больше, чтобы кто-то в них вкладывался. Потому что так родители лучше понимают своих детей.

Стремящемуся «лучше понимать» потребителю по-прежнему будет тяжело определиться с выбором. Игроки суммируют перечень ошибок, которые обычно родители допускают при выборе центров. Во-первых, транслируют надежность и качество работы известного крупного центра на тот филиал, который вновь открылся у них в районе. Надо понимать, что преподаватели из одного офиса в другой конец города чаще всего не ездят. Всегда изучайте, какие конкретно люди работают с вашими детьми и в каких конкретных условиях.

Во-вторых, присмотритесь к пакетным услугам. Когда вам говорят, что два часа с детьми один и тот же человек будет заниматься и танцами, и рисованием, и прочим, вы должны понимать, что это всего лишь досуг. Большого прогресса в каком-либо направлении не будет. Уж если на танцы, так на танцы.

Дополнительная информация.

Нежно и бережно

Елена МашковаМедицинский психолог ООО «Европейский медицинский центр “УГМК-Здоровье”» Елена Машкова поясняет, почему родители детей дошкольного возраста все чаще обращаются за помощью к психологам.

— Причин несколько. Ухудшение экологии, повышенная стрессогенность современной жизни и многое другое ведут к нарастающему ухудшению здоровья. Увеличивается количество детей с проблемами в речевом, двигательном развитии, детей с дефицитом внимания, имеющих те или иные эмоциональные проблемы и проблемы поведения (возбудимых, плохо регулирующих поведение, агрессивных или тревожных). Вместе с этим продолжается повышение нагрузок в процессе школьного обучения, а также уровня требований к подготовке будущих учеников со стороны школ.

Обращение к психологу с ребенком в дошкольном возрасте оправдано, потому что этот возраст наиболее подходит для своевременной коррекции тех или иных отклонений. Это позволяет предупредить или снизить остроту проблем в более старшем возрасте (неуспеваемость в школе, проблемы поведения в младшем школьном и особенно подростковом возрасте). Мозг и психика ребенка еще очень пластичны и отзывчивы на коррекционно-развивающее воздействие. Наряду с возрастными психологами в последнее время все более востребованы в дошкольном возрасте и узкие специалисты: нейропсихологи, медицинские психологи, логопеды-дефектологи, неврологи.

Сегодня школы раннего развития стали неотъ­емлемой составляющей процесса воспитания и обучения детей. Однако практика показывает, что польза от занятий существенно зависит от того, насколько грамотно построены развивающие и обучающие программы, учитывают ли они особенности дошкольного возраста. Односторонний интеллектуальный рост способен обеднять эмоциональное развитие ребенка, совершенствование практических умений — препятствовать развитию воображения. В результате ребенок, например, с развитой речью, умеющий читать и писать, может испытывать серьезные трудности в общении с детьми. Неоправданно ранняя попытка привития учебных навыков, не опирающаяся на достаточную зрелость мозговых структур, может привести к усилению тревожности или протестным реакциям ребенка.

Кроме того, в школах развития, как и в детских садах, массовых и даже престижных школах увеличивается количество детей, которые при нормативном уровне интеллектуального развития испытывают стойкие трудности в обучении и поведении из-за неравномерности в развитии их психических функций, которые не могут быть преодолены традиционными методами обучения. Им необходим своевременный и комплексный подход в диагностике и коррекционной работе, который осуществляется бригадой специалистов, включающей как врачей, так и медицинских психологов, нейропсихологов, логопедов-дефектологов. Важно на ранних этапах заметить признаки проблем в развитии ребенка.

Наряду с развитием познавательных процессов у ребенка не менее важно его личностное, эмоциональное развитие. Ни одна школа развития, ни один психолог не заменит ребенку любви и внимания родителей, их работы по воспитанию у него моральных и нравственных качеств, формированию положительных черт характера.

Дошкольник через игру осваивает взрослые роли, мир человеческих взаимоотношений, учится подчиняться правилам, совершенствует свои умения. Основная потребность ребенка — подготовиться к вхождению в мир взрослых людей. Ему так хочется делать все «самому», чувствовать себя умелым и успешным. Из этой потребности формируется желание пойти в школу. При этом психика дошкольника еще очень несовершенна, ему трудно надолго сосредоточиться и удержать цель задания, подчинить свое поведение внешним правилам, он эмоционален и непосредствен в своих чувствах, только учится ими управлять. Обучение еще не является самостоятельной деятельностью и потребностью ребенка, поэтому оно должно быть вплетено во все другие виды деятельности, опираться на интерес. 

Родителям важно постараться создать наиболее подходящие условия для развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей и общих закономерностей развития, а не своих планов и ожиданий.

Материалы по теме

Не веники

Продам детство

Заправить до полного

X5 освоит Башкирию

Смазал карту будня

Бизнес по лекалу