Летите, голуби
Свердловская область и Башкирия подали заявки на создание особых экономических зон (ОЭЗ) на базе аэропортов Екатеринбурга и Уфы. Потенциальный статус хаба дает Кольцово больше шансов на победу.
Вначале мая Минэкономразвития РФ (МЭРТ) назвало 17 претендентов на создание особых экономических зон портового типа. Уральский регион представили Свердловская область (ОЭЗ на базе аэропорта Кольцово) и Башкирия (аэропорт Уфы и речной порт Агидель). Отобранные заявки будут рассмотрены в течение месяца. По словам главы МЭРТ Эльвиры Набиуллиной, оценка проектов будет производиться по ряду параметров: возможность интермодальности (сочетания различных видов транспортных перевозок), число создаваемых рабочих мест, качество обработки грузов, потенциал обработки грузопотоков, создание дополнительных производственных мощностей. Портовые ОЭЗ будут создавать сроком на 49 лет (обычные — на 20 лет): это связано с долгим периодом окупаемости инфраструктурных проектов.
Параметры проекта ОЭЗ в аэропорту Уфы неизвестны. Екатеринбургский проект получил название «Уральский трансконтинент». Как сообщил нам заместитель министра экономики и труда Свердловской области Анатолий Оглоблин, его стоимость составит порядка 30 млрд рублей. Предполагается, что федеральный бюджет выделит около 3,5 млрд рублей, областной — 2,6 млрд рублей. Оставшиеся 24 миллиарда должен инвестировать частный бизнес.
Если заявка будет одобрена, созданная рядом с аэропортом Кольцово ОЭЗ будет заниматься тремя видами деятельности: ремонтом самолетов, кейтерингом (производством бортпитания) и логистикой. В рамках проекта появятся десять ремонтных постов, кейтеринговое предприятие на 7 тыс. рационов в сутки и склады с грузооборотом 900 тыс. тонн в год. Всю инфраструктуру планируется построить к 2011 году, запустить проект — к 2013 году.
Зачем это нужно
Заинтересовать ОЭЗ должна прежде всего частных инвесторов: на территории зоны действует особый экономический режим, предоставляющий резидентам налоговые, таможенные и административные преференции. При этом в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) подчеркивают: суть не в том, чтобы создать в зонах «тепличные условия» для инвесторов, а в отработке нормального администрирования, устранении лишних барьеров, введении принципа «одного окна», организации необходимой инфраструктуры.
Первая преференция — свободная таможенная зона. На иностранные товары в пределах территории не придется уплачивать пошлины и налог на добавленную стоимость, российские товары используются в рамках режима экспорта — с уплатой акциза и без пошлины. Вторая преференция — принцип «одно окно»: упрощенное взаимодействие бизнеса и государства.
Самая привлекательная часть — налоговая. В производственных и туристических ОЭЗ резиденты платят налог на прибыль в 20% и освобождаются на несколько лет от налогов на транспорт, имущество и землю. Для портовых существуют определенные минимальные размеры пошлин и налогов: на этапе становления бизнеса резидент освобожден от их уплаты.
При этом проекты ОЭЗ продвигают прежде всего власти регионов: по расчетам разработчиков «Уральского трансконтинента», создание ОЭЗ в Екатеринбурге позволит увеличить грузопотоки через Кольцово в десять раз и даст прирост ВРП региона в 0,6%. Впрочем, по словам исполнительного директора Института экономики переходного периода (Москва) Сергея Приходько, серьезного бюджетного эффекта особая зона не даст, основные ее задачи — увеличение грузопотоков и создание рабочих мест.
Впрочем, сначала нужно опередить башкирских соседей... Для этого Свердловская область делает ставку на интермодальность — сочетание авиационных, автомобильных и железнодорожных перевозок. «Из-за бюджетных ограничений статус особой зоны не предоставят большому количеству регионов, — рассуждает Сергей Приходько. — Должны быть определенные реперные точки, связанные с возможностью формирования хабов. Логично создать их на Урале и в Сибири. И мне кажется, что Екатеринбург больше подходит, чем Уфа: более развитая инфраструктура потребует меньших средств на реализацию проекта».
Окончательные результаты рассмотрения заявок станут известны в начале июня. Как пояснили в РосОЭЗе, итоги конкурса будут подводиться по каждому морскому бассейну, речному порту и аэропорту, но это не значит, что в каждой категории определится победитель: комиссия вправе отклонить все заявки, если найдет их несоответствующими критериям конкурса.
Карта Предполагаемые территори для размещения аэропортовых ОЭЗ