Охота на пиратов

Охота на пиратов

 Фото - Андрей Порубов
Фото - Андрей Порубов
Самую большую в истории Урала партию контрафактных дисков, более 300 тыс. единиц, изъяли в конце апреля в Свердловской области сотрудники правоохранительных органов. Такого результата милиционеры добились с помощью в апреле же созданного свердловского представитель-ства Некоммерческого партнерства дистрибьюторов (НПД). Объединение крупнейших производителей фонограмм и поставщиков аудио— и видеопродукции заинтересовано в сокращении количества «пиратских копий» на российском рынке. Оно помогает найти правообладателей и запросить у них информацию о стоимости интеллектуальной собственности.

По дороге в ВТО

По мнению начальника отдела УБЭП ГУВД Свердловской области Бориса Булдакова, главные помехи для вступления России в ВТО — несоблюдение прав интеллектуальной собственности и огромные объемы контрафактной продукции. Сейчас доля контрафакта, по разным данным, составляет в стране от 70 до 90%.

Пиратство касается в основном аудиовизуальной и мультимедийной продукции. Как правило, диски производят в центральных регионах России, в Екатеринбурге их фасуют и переправляют в торговые точки по всей Свердловской области, а также в соседние Тюменскую и Челябинскую области. В столице Среднего Урала выявлен подпольный цех комплектации поддельных видео— и аудионосителей, на территории которого обнаружено более 200 тыс. единиц пиратской продукции стоимостью свыше 5 млн рублей, еще 100 тыс. единиц изъято в других городах области.

Наиболее активен в борьбе с пиратами «Первый канал». (Неслучайно в ходе последней операции в Екатеринбурге изъяты пиратские копии произведенных им фильмов «Бумер2», «Добрыня Никитич» и «Охота на пиранью».) Развернута большая пропагандистская кампания. Например, при МВД РФ создан специальный центр по сбору информации о появлении пиратских копий фильма «Охота на пиранью» с многоканальным телефоном горячей линии.

Для отличия качественного диска от подделки введена специальная контрольная марка. Она наклеивается на каждый экземпляр легальной продукции, выпускаемой участниками НПД. В Свердловской области будет работать оперативная группа НПД. В ее задачи входит проведение контрольных закупок контрафактных дисков, а также фиксирование фактов продаж с использованием технических средств и свидетельских показаний. Сразу после такой операции продавцу вручается претензия, в которой сообщается о нарушении права на интеллектуальную собственность. Как показывает опыт Москвы, нередко с нарушителями заключается соглашение о досудебном регулировании спора, по которому продавец обязуется прекратить торговлю контрафактом и выплатить компенсацию. В противном случае НПД обращается с иском в арбитражный суд. Тогда сумма штрафа может достигнуть 5 млн рублей.

Дешево и сердито

При подготовке материала мы пообщались с двумя представителями рынка аудио— и видеопродукции Екатеринбурга (оба согласились побеседовать только на условиях анонимности). По их мнению, уровень реализации пиратской продукции зависит от степени благосостояния территории и ее жителей. К примеру, Екатеринбург — город относительно богатый, и здесь без особых трудностей можно организовать оптовую торговлю лицензионной продукцией. Рецепт борьбы с пиратами у наших собеседников прост: «Нужно всех сотрудников правоохранительных органов, которые с этого кормятся, поставить к стенке, тогда проблема отомрет сама собой». Впрочем, они же отмечают, что с уровнем внедрения интернета пиратство может переместиться в глобальную сеть (в Екатеринбурге, по неофициальным данным, уже действует несколько серверов, которые позволяют скачать любые фильмы и мелодии без оплаты услуг их создателям). При этом государство лишится части доходов, поскольку сегодня пираты все же платят налоги и таможенные сборы (при покупке сырья): вы хоть и покупаете в ларьке пиратский диск, но получаете кассовый чек.

Борис Булдаков считает, что правоохранительные органы должны получить возможность конфисковать не только саму контрафактную продукцию, но и средства ее производства: «Эта мера не позволит пиратам вернуться на рынок, так как стоимость оборудования оценивается в миллион долларов».

Однако представитель свердловского отделения НПД Михаил Ушаков уверен: главной формой борьбы с пиратством должно стать существенное снижение цен на легальную продукцию — до уровня, сопоставимого с ценами на контрафакт. С ним согласны и участники рынка: «Пиратство — не более чем реакция на баснословные деньги, которые западные кино и музыкальные компании хотят получить за свою продукцию. Понимают это и западные потребители: многие американские и европейские граждане чемоданами везут из России музыкальные диски, просто потому что они существенно дешевле». К слову, грешат дороговизной и отечественные продюсерские компании. Скажем, сегодня в Екатеринбурге в легальной торговой сети вы можете купить фильм «В круге первом» за 700 с лишним рублей — это подарочное, красиво упакованное издание. Предложений для тех, кто больше ценит сам фильм, а не яркую обложку, к сожалению, нет. Этим и пользуются пираты, предлагая свою продукцию всего за сотню.

Материалы по теме

Город каналов

В условиях малой видимости

Никому не кабельность

ТВ с мужским характером