Зачем Кондратьева в мусор?
В Уфе прошла XI международная научно-практическая конференция «Рециклинг отходов». Ученые и предприниматели обсуждали, как снизить влияние промышленных и бытовых отходов на окружающую среду.
Выбор региона для такой дискуссии закономерен. В Башкирии сконцентрированы крупнейшие предприятия химической, нефтехимической, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и горнодобывающих отраслей. Общий объем накопленных в республике отходов - 1 млрд тонн, из них более 100 тысяч токсичны. Очевидно, что для решения этой проблемы требуется комплекс мер, причем дифференцированных - для отходов производства и потребления. В первом случае важна нормативная база, регулирующая процесс генерации и утилизации отходов, а для переработки бытового мусора необходимо формирование отдельной отрасли рециклинга.
Сказать, что в этом направлении ничего не делается, неправильно. В стране уже давно появились частные компании, которые увидели возможность построения бизнеса на бытовом мусоре. Однако их возможности пока невелики: в среднем по стране доля бытовых отходов, которые идут на вторичную переработку, не выше 10%.
Одна из самых сложных цепочек в цикле утилизации мусора - его сортировка. Низкий коэффициент использования связан с плохим качеством поступаемого сырья: если картон намок, его уже невозможно пускать в переработку. Как известно, в европейских странах эту проблему многие десятилетия пытаются решить пропагандой раздельного сбора мусора. Однако даже страны, добившиеся колоссальных успехов в этом деле, признают: изменить модель поведения жителей на 100% невозможно. Поэтому в США и Европе начали активно разрабатывать новые технологии сортировки - уже на станции. Инженер немецкой фирмы TITECH GmbH Евгений Бычков так описывает процесс: «Каждый материал имеет определенный спектр, это как отпечатки пальцев у человека. Когда материал попадает на электронный транспортер, он сканируется, машина узнает спектр, подает информацию на исполнительный механизм, и тот перемещает материал на нужный конвейер, а остатки сбрасываются на другой».
Эту технологию в России начала использовать пока только питерская компания «Автопарк №1 "Спецтранс"». По словам заместителя генерального директора Николая Колычева, автоматическая сортировка, встроенная в производственный цикл, позволяет увеличить использование вторичных отходов с нынешних 7 - 10% до 22%.
Здесь возникает принципиальный вопрос: готовы ли наши разработчики предложить бизнесу аналогичные идеи или нужно уже сейчас настраиваться исключительно на импорт и заимствования? Честно говоря, учитывая научно-практический характер башкирской конференции, мы надеялись услышать обсуждение именно этой проблемы. Однако получили только общие рассуждения о роли развития технологий на фоне «наступления понижательной волны цикла Кондратьева».
Если мы говорим о развитии самостоятельной отрасли рециклинга, нужно уже сейчас понимать, за счет каких технологий она будет создаваться и соответственно на это настраивать и законодательную базу, и тарифное регулирование. Судя по всему, ответа пока нет.