Черная метка
C металлоторгового рынка Урало-Западносибирского региона начинают уходить федеральные игроки. В середине апреля один из крупнейших российских сетевых металлотрейдеров «Инпром» объявил о закрытии филиала в Уфе. Как пояснили в пресс-службе компании, причина - низкая экономическая эффективность и отсутствие перспектив в регионе. Доля башкирского подразделения, работающего с июня 2007 года, в общем объеме продаж «Инпрома» в 2008 году составляла 0,38%, на региональном рынке - 1,2%. В компании не исключают закрытия и других малорентабельных филиалов.Региональные трейдеры сокращать представительства в областных центрах начали гораздо раньше. Так, екатеринбургская компания «Сталь-Энерго 2000» в ноябре прошлого года закрыла два филиала: в Перми и Тюмени. В условиях проседания рынка на 50% игроки используют все доступные способы снижения издержек. Предел оптимизации расходов, похоже, достигнут. И хотя череды банкротств пока не наблюдается, многие металлотрейдеры балансируют на грани рентабельности.
Перспективы выправления ситуации весьма туманны: весеннего оживления спроса, на которое многие рассчитывали в начале кризиса (см. «Дожить до весны», «Э-У» № 42 от 27.10.08), не произошло. Поэтому озвученный прошлой осенью трейдерами прогноз о том, что примерно треть компаний (включая филиалы) может уйти с регионального рынка, вполне реален.
Оптимизм есть
Неблагоприятная обстановка повлияла на информационную открытость металлотрейдеров: количество участников нынешнего рейтинга по сравнению с прошлогодним (см. «Девятый вал предложения», «Э-У» № 11 от 17.03.08) сократилось в 1,4 раза. Многие отказались не только раскрыть экономические показатели, но и прокомментировать ситуацию. Пессимизм понятен: стройка, обеспечивающая некоторым компаниям до 80% продаж, стоит. Получается, что рейтинг дает представление лишь о небольшой и, вероятно, самой благополучной части игроков уральского рынка.
Итоги 2008 года свидетельствуют: рост цен и спроса в первой его половине позволил компаниям, участницам рейтинга, компенсировать убытки четвертого квартала. Общая выручка по сравнению с 2007 годом выросла на 23,8%. По ряду позиций увеличились и объемы продаж: сортового проката (используется в строительстве) - на 1,6%, труб - на 9,7%, нержавеющего проката и спецсталей - на 14,5%. Некоторые сегменты просели: прокат цветных металлов - на 24,2%, листовой - на 0,7%; метизы - на 6,1%. При этом на 3,2 процентных пункта (п.п.) выросла доля продукции, реализованной конечным потребителям, на 3,8 п.п. упала доля поставок коллегам-металлотрейдерам.
Уверенно развивались в прошлом году производственные подразделения трейдеров - сервисные металлоцентры (СМЦ). Так, ПГ «Союзпрофиль» (входит в Сталепромышленную компанию, СПК) увеличил производство на 50% к 2007 году (до 81 тыс. тонн) за счет запуска новых мощностей и расширения ассортимента: выпуска профнастила, строительных профилей, просечно-вытяжного листа, арматурных сеток и каркасов. Кроме того, в 2008 году в структуре СПК заработал завод металлоконструкций «СПК-Уралметаллургмонтаж» мощностью до 3 тыс. тонн в месяц. В компании отмечают, что спрос на продукцию СМЦ в первом квартале этого года снизился, но не так, как в сегменте металлотрейдинга, а на заводе уменьшения заказов нет, но падает платежеспособность клиентов.
Самой большой головной болью трейдеров в прошлом году стали ценовые скачки: в первой половине года цены росли сумасшедшими темпами - от 30 до 110% по разным видам продукции, а осенью резко обвалились. Сильнее всего в сентябре цены упали на прокат: сортовой - на 40%, листовой (2 - 16 мм) - на 10 - 12%. В октябре-ноябре снижение продолжилось: листовой подешевел примерно на 25% (более 16 мм - на 20%). Устойчивее традиционно оказался марочный листовой и толстолистовой (более 50 мм) прокат. «В октябре цены упали на 50% от уровня, на котором закупали металлопрокат еще в августе-сентябре. Поэтому те, кто на ценовом пике сформировал большие складские запасы, получили минус по году», - пояснил директор «Сталь-Энерго 2000» Константин Гусев.
Не доводи до предела
Металлоторговцы немедленно приступили к оптимизации собственных издержек, воспользовавшись традиционным набором антикризисных мер: снизили затраты, минимизировали кредитный портфель, урезали штаты (по данным участников рейтинга, за 2008 год - на 9,8%). Главные направления усилий - ужесточение принципов работы с дебиторами (см. «С верой в надежных», «Э-У» № 10 от 16.03.09) и оптимизация складских резервов под текущие потребности рынка (по итогам 2008 года среднемесячный запас проката на складах снизился на 3,6%).
- В ситуации низкого спроса держим коэффициент запаса не более 1,3. Ассортимент не сужаем. Как и прежде, клиент может полностью скомплектовать заявку в одном месте, - отмечает коммерческий директор СПК Владимир Крысанов.
- Мы пересмотрели ассортимент, убрали недоходные позиции. Почти на 10% сократили персонал, - рассказывает генеральный директор «Пермметалла» Григорий Меньшиков. - Для обеспечения большей ликвидности стараемся уменьшать остатки на складе. Несколько изменилась система оплаты: увеличена отсрочка платежа, а также используется бартерная схема расчетов. По прогнозам, рынок металлопроката сожмется на 30 - 40%, поэтому ведем активное расширение клиентской базы на эту же величину.
- Сейчас в оборотку почти не вкладываемся, так как запасы на складах остались приличные, пополняем только «живые» позиции, по которым клиент готов сделать предоплату, - добавляет президент группы компаний УТК-Сталь (торгует нержавеющими сталями) Виктор Селиванов. - Но никого из сотрудников не сократили и не планируем, потому что работы меньше не стало: объемы отгрузки уменьшились на 50%, а количество заказов осталось примерно такое же (в основном от энергетиков, промышленники понемногу берут нержавейку на ремонты). Кроме того, появился большой фронт работ с дебиторской задолженностью - обмениваемся с клиентами письмами, готовим иски в арбитражные суды.
По мнению директора ТД «Ликосстальпром» Олега Родионова, предел оптимизации издержек уже пройден:
- Все разумные меры сокращения расходов исчерпаны. Главный вопрос в том, как получить хоть какой-то доход. Но о чем говорить, если нет заявок от государственного бюджета, нефтяных и газовых компаний, промышленности? В нашей отрасли ситуация на 70 - 80% зависит от государства, поэтому если правительство ничего не предпримет, ни у кого доходов не будет.
Жизнь-жестянка
Оживления спроса многие ожидали в марте-апреле. Не сбылось. По данным Rusmet.ru, в марте выпуск металлопродукции в стране увеличился на 5% к февралю (за счет наращивания экспорта), а видимое внутреннее потребление упало на 1%, составив 64% от показателя марта 2008 года. Однако реальный спрос, связанный со строительным сектором (если не учитывать пополнение складов металлоторговыми компаниями), в первом квартале оказался втрое меньше аналогичного периода 2008 года. Об этом говорят и сами трейдеры. Владимир Крысанов:
- Сейчас апрель, строительный сезон уже начался, но оживления спроса мы не видим. Дело в том, что финансируются только строительные объекты на стадии завершения (готовностью более 70%) или федеральные проекты. Банки практически прекратили инвестировать новые строительные объекты, поэтому подъема на строительном рынке в сезон 2009 года мы не ожидаем.
Специалисты СМЦ «Металлкомплект» полагают, что в 2009 году рынок сократится на 30 - 35% в натуральном выражении и до 50% в денежном. В «Металлинвесте» ожидают, что в этом году объем продаж упадет до 70% у тех игроков, в структуре продаж которых велика доля арматуры и листа.
По мнению Константина Гусева, некоторые участники рынка могут нарастить долю рынка под влиянием таких факторов, как наличие востребованной номенклатуры на складе и предложение более выгодных цен:
- Большинство конечных потребителей металлопроката загружены только на 30 - 40% от показателей прошлого года. Но есть контрагенты, у которых производство вообще не упало: это компании-подрядчики, работающие на энергетиков; естественные монополии - РЖД, нефтегазовый сектор. Мы сейчас наблюдаем приток новых покупателей, но это не значит, что у кого-то растут потребности в металлопрокате, просто клиенты начали «ходить» по рынку: сегодня один трейдер предложил условия лучше, завтра - другой, сегодня у одного есть нужная номенклатура в остатке, завтра - у другого.
В сегменте нержавейки ситуация иная. По словам начальника отдела маркетинга компании «Континенталь» (нержавеющие стали) Михаила Гапанова, в марте объемы продаж увеличились по сравнению с провальными январем и февралем. «Во-первых, накопился отложенный спрос, во-вторых, какие-то антикризисные деньги все же добрались до предприятий, в-третьих, сократилось число посредников и мелких трейдеров, а их клиенты пришли к нам», - пояснил он.
Радикальных сдвигов цен на нержавейку в этом году не будет, считает Виктор Селиванов. Трейдеры, занимающиеся черным прокатом, напротив, готовятся к ценовым колебаниям. «За этот год наберем 3 - 4 спада и подъема цен», - уверен Григорий Меньшиков.
Третий лишний
Мнения относительно масштабов сокращения числа игроков на рынке разделились. Олег Родионов считает, что многие металлоторгующие компании Оренбуржья до следующего года не доживут:
- До 80% наших заказчиков составляли строители, переориентироваться особенно не на кого - машиностроение в области слабо развито. А в объятьях крупных клиентов, нефтяных и газовых компаний, можно задохнуться: они требуют максимальной рассрочки и бросовых цен.
- Часть компаний уйдет на работу по «серым» схемам, - предположил на on-line конференции журнала «Металлоснабжение и сбыт» президент Российского союза поставщиков металлопродукции Александр Романов. - Ряд небольших компаний, которые по разным причинам получили плохую дебиторку, вынуждены будут закрыться, продать свои активы или влиться в какую-нибудь региональную или сетевую структуру. Скажем так: банкротства в явном виде не возникает, а проблем у множества компаний более чем предостаточно. Многие балансируют на грани убыточности и остановки. - Громких банкротств, скорее всего, будет немного, - согласен Михаил Гапанов. - Но 30 - 40% торговых компаний на время уйдут с нержавеющего рынка. Потребности заказчиков будут обслуживать оставшиеся трейдеры. Они возродятся (под тем же или другим названием), когда конъюнктура улучшится. Но не факт, что потребители после кризиса вернутся к прежним поставщикам.
Владимир Крысанов, напротив, не видит предпосылок для сокращения количества игроков в металлоторговле:
- На рынке появилось множество мелких компаний, которые стремятся занять свою нишу за счет большего риска в работе с клиентами. Если рассмотреть качественную сторону, то мы видим усиление деятельности аффилированных заводских сетей. А филиалов федеральных независимых компаний точно станет меньше.
Насколько бы ни сократилось число трейдеров, очевидно, конфигурация рынка в этом году изменится: перераспределение долей произойдет в пользу тех, кто окажется более мобильным и эффективным в сложных рыночных условиях.