Как двинуть идею в массы
На фоне регионов со схожими условиями развития преимущество получат те, кому удастся не только разработать грамотную экономическую стратегию, но и убедить федеральную власть, бизнес, инвесторов и население в ее осуществимости.
Как это сделать? Прежде всего привлечь к этой стратегии внимание. Самый популярный прием — созвать экономический форум, лучше российского масштаба и с федеральной проблематикой. Подобный — «Развитие регионов в контексте стратегии развития России до 2020 года» — прошел 8 апреля в Челябинске. Это уже девятый по счету Южно-Уральский экономический форум: аналогичные мероприятия небезуспешно проходят в близлежащих Перми и Екатеринбурге. Однако именно в Челябинске он четко ставит целью не только рассказать о региональной экономической политике, но и привлечь федеральные и инвесторские деньги под конкретные проекты.
Точки над «и»
Диалог в одной из региональных администраций годичной давности: «Мы готовы инвестировать, но хотели бы посмотреть стратегию развития. — А смысл? Мы же даем гарантии, в том числе законодательные. — Нам необходимо знать, как намерена развиваться территория: в каких условиях будут работать и жить специалисты, насколько грамотно вы определяете приоритеты»...
В последнее время инвестор стал особенно избирателен. Система координат, в которой принимаются решения, не изменилась: потенциал и риски. Но теперь они соизмеряются с региональными стратегиями. Субъектам РФ выпала непростая задача — разработать стратегию, которая отвечала бы интересам нескольких сторон. Образца при этом никакого: стратегия развития страны еще только формируется.
По мнению генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Дмитрия Гришанкова, федеральной стратегии нет, но есть ориентиры развития — четыре нацпроекта. Теперь к ним добавились новые: избранный президент РФ Дмитрий Медведев говорит о четырех «и» — это инвестиции, инновации, институты, инфраструктура. Таковы «магистральные показатели», на которые обращают внимание инвесторы.
В любой стратегии должны быть выделены несколько приоритетов. В стратегии Челябинской области это повышение уровня и качества жизни населения, улучшение демографической ситуации, привлечение инвестиций, развитие инновационной инфраструктуры, энергетики, транспорта, связи, наукоемких производств, малого бизнеса. Стратегия периодически дополняется — в прошлом году в ней появились новые разделы: развитие финансового рынка, межрегиональное сотрудничество, строительство объектов с участием федерального центра. Не исключено, что документ будет скорректирован и с учетом медведевских «и».
Министерство регионального развития РФ обещает ввести единые стандарты для разработки стратегий. Заместитель министра Дмитрий Аратский:
— Базовым документом станет Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, в которой для каждого региона, исходя из его конкурентных преимуществ, будут определены центры экономического роста. К ним относятся крупные городские агломерации, портовые и иные транспортно-логистические узлы, зоны развития промышленности и сельского хозяйства, инноваций и туризма. Принятые на федеральном уровне программные документы должны задать ориентиры для утверждения стратегий на региональном и местном уровнях, сформировать благоприятную среду для реализации инвестпроектов и программ бизнеса, в том числе на условиях господдержки из средств Инвестфонда.
Казенный интерес
Правом получить бюджетные деньги на крупные проекты располагают далеко не все регионы: достаточно сложно доказать, что реализация именно этой идеи необходима не только конкретному субъекту РФ, но и стране в целом. Понятно, что такие проекты должны быть отражены в стратегиях и концепциях. В Челябинской области федеральной поддержки ждут при строительстве Южно-Уральской атомной электростанции, реконструкции федеральных автомобильных магистралей М-5, М-36, выдерживающих огромные перегрузки.
По словам первого заместителя губернатора Челябинской области Владимира Дятлова, часть направленных в федеральные органы власти предложений вошла в проекты концепций развития энергетики, железнодорожного транспорта РФ до 2030 года (например формирование международного транспортного коридора Восток — Запад), часть — осталась за бортом, поэтому работа над включением строительства этих объектов в федеральные программы продолжается.
Дмитрий Аратский рассказывает, что до 2008 года софинансирование строительства объектов госсобственности субъектов РФ и муниципальной собственности за счет средств федерального бюджета осуществлялось в рамках федеральной адресной инвестпрограммы. При этом на федеральном уровне по субъективным основаниям ежегодно формировался список этих объектов, тратились огромные усилия на мелочный контроль каждого шага. Результат? Сейчас насчитывается около 4 тыс. незавершенных объектов, за счет федеральных денег строительство ведется не более чем на 400. Причем необходимость таких объектов для федеральных нужд должным образом не анализировалась. Такой подход снижает самостоятельность и ответственность региональной власти.
В текущем году субсидии на софинансирование региональных и местных объектов будут предоставляться бюджетам субъектов РФ по новым правилам. Типовое соглашение подготовлено.
Чем взять инвестора
Инвестор куда капризнее федерального центра. Его интересы должны быть отражены не только в стратегии, но и нормативных актах. Как говорит Дмитрий Гришанков, инвесторы видят то, что хотят, а не то, что мы им предлагаем. Если говорить о рисках, их в первую очередь интересует законодательство, в том числе касающееся инвестиций. Они все больше внимания уделяют экономическим, управленческим, а теперь и экологическим рискам (уже введены ограничения на потребление бумаги, которую произвели в плохих экологических условиях, на очереди металлургия).
У Челябинской области в борьбе за инвестора есть известные преимущества: промышленный и природный потенциал. Но есть и риски, в том числе связанные с экологией. Чтобы снизить их, можно создать так называемые центры борьбы за экологию. За 2000 — 2007 годы количество южноуральских предприятий, имеющих сверхнормативные выбросы вредных веществ в атмосферу, сокращено с 42 до 12, доля недостаточно очищенных сточных вод — с 86 до 78%. Это солидно, но мало для того, чтобы инвестор не думал о вопросах экологии, приходя на Урал.
Потенциально силен Южный Урал туризмом. В частности, можно развивать горнолыжные комплексы. Эти действия требуют мощного пиара: в свое время краснодарцы потратили на это миллионы долларов, зато сейчас к ним, в связи с предстоящей Олимпиадой, идут миллиарды.
Дополнительные материалы:
Руками инвестора
Елена Мурзина |
Чтобы территория развивалась, необходимо создать максимально удобные условия для прихода инвестиционного капитала, определить точки роста и сформировать новый имидж, считает министр экономического развития Челябинской области Елена Мурзина
— В 2007 году в экономику инвестировано около 123 млрд рублей и почти 1,5 млрд долларов. По объему иностранных инвестиций в 2007 году мы заняли седьмое место в России. Так, в Копейске построен завод американской корпорации «Карбокерамикс», открыт центр оптовой торговли «Метро». Немецкий концерн «Хенкель» запустил производство в поселке Роза. Фирма «Рексам» из Великобритании строит завод в Аргаяшском районе, «Нуматек» из США — в городе Касли. Большинство иностранных инвесторов приходит с долгосрочными планами, принимает решения о строительстве последующих очередей. Но основными инвесторами остаются крупнейшие отечественные предприятия, такие как ММК, Группа ЧТПЗ, Русская медная компания, Челябинский металлургический комбинат.
Только в рамках девятого Южно-Уральского экономического форума подписано около сотни инвестиционных соглашений. Со стороны правительства Челябинской области и муниципалитетов инвесторам будет оказано максимальное содействие в получении земельных участков, технических условий на подключение к инженерной инфраструктуре. А инвесторы готовы вложить около 400 млрд рублей и создать более 58 тыс. новых рабочих мест.
Инвестиции позволят региону сосредоточиться на точках опережающего развития. Область находится в центре страны на границе Европы и Азии: при выгодном географическом положении ставка делается на создание логистических центров, развитие туризма, стройиндустрии, энергетической инфраструктуры, АПК. Например, предложения о формировании особой экономической зоны на российско-казахстанской границе в районе города Троицка, а также транспортной магистрали Север — Юг с целью освоения приполярного Урала и создания транспортного коридора на Казахстан и Китай вошли в региональный раздел Концепции развития России до 2020 года. По этим направлениям Минэкономразвития области работает совместно с министерством регионального развития РФ и полпредством в УрФО. Удалось также добиться взаимодействия с федеральным центром по формированию технопарков в Снежинске и Озерске. Ведется работа над созданием совместно с Башкирией туристической зоны «Урал» — этот проект позволит создать новый имидж Южного Урала.
Подготовил Артем Коваленко