Бунт нерентабельных
Жесткое противостояние между горняками и работодателем в Североуральске Свердловской области, начавшееся с объявления о забастовке 26 марта и уже успевшее прошуметь на всю страну, достигло новой точки кипения: все рабочие ОАО «Севуралбокситруда» (СУБР), входящего в объединенную корпорацию РУСАЛ, с 9 апреля отправлены приказом руководства предприятия в бессрочные отпуска.
Зыбкое социальное партнерство (скорее, перемирие), продержавшееся на СУБРе от силы лет пять, вновь разрушено. Бизнес, власти, официальные профсоюзы склонны винить в этом лидеров альтернативного профобъединения — местной ячейки Независимого профсоюза горняков России: они якобы из-за личных амбиций сорвали переговорный процесс.
Думается, что для работодателя применение в этой ситуации принципа «разделяй профсоюзы и диктуй трудовому коллективу условия» неуместно. Другим бизнесменам это должно стать уроком: не признавать «альтернативщиков» нельзя, иначе они заставят себя признать. Да, такие профсоюзы представляют меньшую часть трудового коллектива (потому собственно и называются альтернативными), но это самая радикальная его часть. Нет никаких сомнений в том, что забастовка горняков в Североуральске имеет экономические причины: в то время, пока работодатель и официальные профсоюзы тонули в пустых словах о социальном партнерстве, достигая формальных договоренностей, истинное экономическое положение трудового коллектива нуждалось в улучшении.
Раскрыть глаза, однако, следует не только бизнесу. Повышение зарплаты (это, как правило, основное требование всех бастующих) неизменно должно сопровождаться (или быть следствием) ростом производительности труда. Это значит, что в интересах и работодателей, и профсоюзов, и местной власти заботиться об экономической эффективности заводов и фабрик. Какой толк от того, что градообразующее предприятие работает только для поддержания низкого уровня безработицы? А ведь именно по этой — социальной — причине существует СУБР.
В соседней Челябинской области в прошлом десятилетии поступили кардинально: компания «Челябинскуголь» закрыла все нерентабельные угольные шахты в Еманжелинске и Копейске. Уровень безработицы резко возрос, но временно: ситуацию спасла близость этих городов к Челябинску — уволенные горняки нашли работу в областном центре. Для Североуральска это, конечно, не выход, без помощи властей ситуацию не решить. Если в ближайшее время областному руководству не удастся привлечь в город крупного инвестора для организации нового промышленного производства, спасение видится только во взрывном развитии малого бизнеса. Для этого целесообразно объявить Североуральск и прилегающие муниципальные образования территорией, на три-пять лет свободной от региональных налогов для малых предпринимателей