Лебедь, рак и медные трубы

Лебедь, рак и медные трубы За первые три месяца 2012 года мировые цены на цветные металлы успели взлететь и снова обвалиться до критических уровней прошлого года. Ситуация ставит ряд уральских производителей на грань рентабельности. Выживут лишь те, кто найдет возможность для глубокой модернизации неконкурентоспособных мощностей и развития собственной сырьевой базы.

Никель

Сильнее всего в 2011 году упали мировые цены на никель (в решающей степени зависят от уровня и структуры спроса на нержавеющие стали) - на 24,4%. Падение началось в марте с 24,75 тыс. долларов за тонну и не прекращалось на фоне сокращения потребления вплоть до конца года, до достижения отметки в 18,71 тыс. долларов.

В таких условиях в разряд убыточных попали все уральские никелевые предприятия. 8 ноября прошлого года был остановлен «Режникель» (Свердловская область), производящий никелевый штейн для «Уфалейникеля» (Челябинская область; оба на тот момент входили в Промышленно-металлургический холдинг). Убыток «Режникеля», одного из старейших никелевых предприятий страны, уже тогда составлял 70 млн рублей. Его проблема в том, что себестоимость производства там держится на уровне 25 - 26 тыс. долларов за тонну (сравните: у передового «Норникеля» - 9 тыс. долларов), и на две трети ее создает стоимость коксующегося угля, подорожавшего за третий квартал 2011 года на 16%.

Два других уральских производителя никеля в 2011 году остановки производства избежали и даже показали положительную динамику. «Уфалейникель» нарастил объемы производства по сравнению с 2010 годом на 4,3% до 10,5 тыс. тонн, «Южуралникель» (Оренбургская область, входит в группу Мечел) - на 0,6% до 17,14 тыс. тонн. При этом себестоимость оренбургского никеля увеличилась на 13,4% (до 80,9 тыс. рублей за тонну): кроме кокса подорожала электроэнергия (на 10,3%), а также вырос железнодорожный тариф на руду (на 7,9%). Рентабельность производства с 6,35% в 2010 году ушла в отрицательную - минус 3,71% в 2011-м. В результате, несмотря на рост производства, ни один из уральских производителей не смог выйти из убытков прошлых лет. Напротив, чистый убыток первого вырос по итогам года почти в два раза - до 179,948 млн рублей, второго - в шесть раз (до 689 млн рублей).

Благоприятными перспективы 2012 года для никелевых предприятий не назовешь. По оценкам заместителя генерального директора ГМК «Норильский никель» Виктора Спрогиса, цены не достигнут 20 тыс. долларов за тонну. Удерживать их от резкого падения будет разве что Китай, от которого ожидают увеличения потребления нержавейки (на него приходится 9% мирового производства и 22% мирового потребления никеля).

При таких ценах, по мнению Виктора Спрогиса, 8% мировых производственных мощностей находятся в зоне риска, а около 5% - нерентабельны. Кроме того, металл в ближайшие годы будет в профиците. Так, Eramet ожидает избытка в 2012 году в размере 48,9 тыс. тонн. В результате уже за январь-февраль этого года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года «Южуралникель» сократил производство на 9,9%, «Уфалейникель» - на 27,2%.

Поддержку производителям могло бы оказать снижение экспортных пошлин: «Норникель» и «Уфалейникель» экспортируют более 90% объема производства. Но для уральских предприятий этого недостаточно. Как отмечает аналитик ФГ БКС Олег Петропавловский, причины кризиса здесь - в устаревших технологиях. Нужна модернизация, иначе закрытия убыточных производств не избежать.

«Южуралникель» уже пытается изменить ситуацию: в конце 2011 года здесь запустили опытно-промышленный комплекс по технологии электроплавки, не имеющей аналогов в мире. Производственная мощность - 4,5 тыс. тонн ферроникеля в год со средним содержанием никеля около 20%. Инвестиции - 1,3 млрд рублей. Технология позволит снизить себестоимость производства и сократить выбросы в атмосферу.

Перспективы «Уфалейникеля» и «Режникеля» пока не ясны. В начале 2012 года новым собственником этих активов стала компания Highmetals KDS, она уже заявила о планах комплексной модернизации предприятий. Прежде всего рудника Серовского силикатно-никелевого месторождения, с которого «Режникель» получает руду. Здесь предполагается построить обогатительную фабрику. В среднесрочной перспективе Highmetals рассматривает возможность модернизации и на самих заводах. Так, на одном из предприятий может открыться линия производства кобальта. Однако конкретных сроков и источников финансирования компания не называет.

Алюминий

Сложным выдался год и для производителей алюминия. Высокий спрос на металл на фоне восстановления мировой экономики в первом полугодии с июня 2011 года сменился резким спадом. Причин несколько: обострение кризиса в Еврозоне, замедление роста экономики Китая и землетрясение в Японии. Вместе с падением потребления падали и цены: с максимальной отметки в 2,8 тыс. долларов за тонну в мае они достигли минимума в 1,96 тыс. долларов к середине декабря. Многие российские производства оказались на грани рентабельности.

Тем не менее крупнейший производитель алюминия в мире ОК «Русал» смог улучшить консолидированные финансовые показатели: выручка компании увеличилась по сравнению с 2010 годом на 12% (до 12,291 млрд долларов), чистая прибыль - на 24,6% (до 987 млн долларов). Правда, объемы производства оказались только чуть выше уровня 2010 года: выпуск алюминия вырос на 1% (до 4,123 млн тонн), глинозема - на 4% (до 8,154 млн тонн), добыча бокситов - на 14% (до 13,473 тыс. тонн).

На фоне консолидированной отчетности «Русала» показатели входящих в него предприятий Свердловской области заметно выше. Так, Богословский алюминиевый завод произвел больше алюминия на 9% (124 тыс. тонн), глинозема - на 6% (1 тыс. тонн); Уральский алюминиевый - на 7% (77 тыс. тонн) и 2% (741 тыс. тонн) соответственно. Североуральский рудник добыл на 8% больше бокситов (3,350 тыс. тонн).

Причин для положительных итогов несколько. Во-первых, к концу 2011 года спрос в США и Японии начал восстанавливаться благодаря закупкам со стороны автомобильной промышленности и прочего машиностроения, а также производителей алюминиевой тары. В результате общегодовое мировое потребление алюминия поднялось на 10% по отношению к 2010 году (до 45,1 млн тонн). Во-вторых, по данным Минэкономразвития РФ, алюминиевые предприятия существенно (на 18,5% по отношению к 2010 году) увеличили выпуск более дорогих и высокорентабельных сплавов вместо первичного алюминия.

По прогнозам «Русала», в 2012 году мировое потребление алюминия вырастет еще на 7%, в основном за счет Китая (на 11%) и Индии (на 10%). Потребности наращивают такие отрасли, как строительство, транспорт, энергетика, электроника (где алюминий все чаще заменяет медь).

В то же время не решена серьезная проблема, которую обнажил 2011 год. Когда в третьем квартале алюминий подешевел на LME на 7,7%, цена на него упала ниже себестоимости производства на Богословском алюминиевом заводе (БАЗ, Свердловская область) - до 2,136 тыс. долларов за тонну против 2,7 тысячи. Кроме того, с начала 2011 года стоимость электроэнергии для БАЗа выросла на треть до 6,8 цента за кВт•час, тогда как алюминиевые заводы Сибири покупают ее за 3 цента. Таким образом, энергоемкое алюминиевое производство становится на Урале в принципе неконкурентоспособным: каждая тонна произведенного металла давала БАЗу 800 долларов убытков. И «Русал» начал пробное отключение нескольких электролизных ванн на неэффективных сериях, введенных в эксплуатацию еще в 40-х годах прошлого века. Поползли слухи об остановке завода. Жители Краснотурьинска, где БАЗ является градообразующим предприятием, вышли на митинг, а рабочие начали готовить акции протеста. Проблемы алюминиевого гиганта частично решили за него: правительственное совещание 8 декабря постановило напрямую подключить БАЗ к сетям Федеральной сетевой компании, а также передать предприятию Богословскую ТЭЦ. Взамен от «Русала» потребовали скорейшей модернизации завода. Но переговоры о цене ТЭЦ между «Русалом» и собственником станции «КЭС-холдингом» не завершены, как и не представлен до сих пор в правительство план по модернизации производственных мощностей БАЗа.

Медь и цинк

Менее всего от прошлогодних колебаний пострадали уральские производители меди и цинка. Устойчивый рост мировых цен на медь продолжался с июля 2010 года по февраль 2011-го (с 6,499 до исторического максимума в 10,205 тыс. долларов за тонну), но в марте цены начали плавно снижаться и к концу года достигли 7,567 тысячи. Спусковым крючком стало землетрясение в Японии: приостановка производств и перебои с электричеством привели к сокращению спроса на медь японских автоконцернов. К октябрю котировки снизились на 35%. Не удерживает цены даже мировой дефицит меди.
Котировки цена на цветные метыллы
Также стремительно во второй половине 2011 года спикировали и мировые цены на цинк: c 2,5 до 1,8 тыс. долларов за тонну. Здесь причина - выросший почти в два раза профицит.

Тем не менее все уральские производители меди и цинка показали положительную динамику. Так, на «Уралэлектромеди» (УГМК) производство рафинированной меди в 2011 году по сравнению с 2010-м выросло на 2,8% (до 379 тыс. тонн), на Кыштымском медеэлектролитном заводе (РМК) - на 2% (до 115,6 тыс. тонн). Челябинский цинковый завод (паритетно принадлежит РМК и УГМК) выпустил 160 тыс. тонн товарного цинка и сплавов на его основе, увеличив производство на 4,3%.

Не теряют они и в прибыли. «Уралэлектромедь» в прошлом году заработала 23,75 млрд рублей выручки (прирост - 18%) и 5,6 млрд рублей чистой прибыли (прирост - 14%). ЧЦЗ отчетность за весь 2011 год еще не предоставил, но по консолидированным данным компании (с учетом дочерних предприятий в Казахстане и Великобритании) за 9 месяцев, также виден заметный прирост: выручки - на 14% (до 9,75 млрд рублей), чистой прибыли - на 11% (до 1,14 млрд рублей).

Основное преимущество уральских производителей меди и цинка - в полной обеспеченности производства собственной рудной базой в рамках компании. Кроме того, и те, и другие активно инвестируют в ее расширение и модернизацию производства.

Производители цинка не ожидают глобальных перемен на мировых рынках. По их оценкам, цена на LME до 2015 года будет колебаться в пределах 2 - 2,14 тыс. долларов за тонну. Тем более что упор целесообразно сделать на внутренний рынок: за последние два года потребление здесь перешагнуло докризисный уровень в 180 тыс. тонн. Рост до 200 тыс. тонн ожидается за счет увеличения объемов как производства горячекатаной оцинкованной стали, так и услуг оцинковки металлоконструкций.

По оценкам аналитиков, есть предпосылки и для увеличения объемов производства рафинированной меди: в 2012 году мировой рынок этого металла будет оставаться дефицитным. Возможности увеличения сбыта внутри страны тоже существуют: медь понадобится для инвестпроектов в энергетике и ОПК. Для медников региона преобладающим станет российский рынок. По оценкам экономистов «Уралэлектромеди», серьезные опасения связаны с ситуацией в Еврозоне, а при возможной рецессии в этом регионе неизбежно пострадает промышленность США и КНР. Но даже если ситуация на мировом рынке ухудшится и цены опустятся до 7 тыс. долларов за тонну, это в любом случае очень рентабельно для УГМК: себестоимость производства меди по полному кругу для компании составляет около 3 тыс. долларов за тонну.

Таким образом, взрывного роста цен на основные цветные металлы в 2012 году, как и заметного увеличения продаж, уральским производителям ждать не приходится. В условиях увеличения издержек и постоянных колебаний на мировых рынках оставаться прибыльными им будет все сложнее. Основной задачей на ближайшее будущее станет модернизация производства для снижения себестоимости. Жесткий вариант - ликвидации устаревших мощностей и целых предприятий.


Материалы по теме

Солнце еще высоко

Титан до Индии доведет

В одни руки

Медь вышла на публику

Зимнее снижение спроса замедляет ценовую динамику на рынке черных металлов