Пять лет спокойной жизни

Пять лет спокойной жизни На фоне посткризисной неопределенности по крайней мере один сегмент уральской экономики имеет долгосрочные и подтвержденные контрактами перспективы - это предприятия ВПК. Их продукция включена в экспортные поставки военной авиатехники, морских и (с некоторыми оговорками) сухопутных вооружений.

Российский ВПК в 2009 году отгрузил военной техники и вооружений на экспорт на 8,5 млрд долларов*, побив абсолютный рекорд 2008 года - 8,35 млрд долларов (в среднем все предыдущие годы страна экспортировала максимум на 6 млрд долларов). Сформированный портфель заказов достиг опять же рекордной цифры в 40 млрд долларов (в течение предыдущих нескольких лет он в среднем ненамного превышал 30 миллиардов), что, по утверждению специалистов Центра анализа стратегий и технологий (одной из наиболее авторитетных независимых экспертных групп в стране), позволит поддерживать достигнутый уровень экспорта вооружений на протяжении пяти лет. Заметьте, это не металл и не нефть. Это продукция лучших, пусть и обветшавших с советского времени предприятий того самого высокотехнологичного сектора, развитие которого сегодня объявлено приоритетом. Причем сектора чрезвычайно закрытого для публичной оценки, где выводы базируются на тонком ручейке официальной информации и многочисленных, но часто далеких от реальности неофициальных данных.

В целом тренд для российского машиностроения очень положительный. Однако успехи российской оборонки не означают автоматически успехов отдельных предприятий. На фоне 20-процентного роста гособоронзаказа (ГОЗ) в 2008 году и его сохранения в 2009 и 2010-м появление в портфеле Рособоронэкспорта новых контрактов на поставку техники для ВМС и
заключение целого ряда соглашений с новыми странами-партнерами вызовет существенное перераспределение «пирога».
И еще неизвестно, кто из уральских предприятий выиграет, а кто проиграет.

Противовоздушная неопределенность

Очевидное снижение произойдет в сухопутном сегменте. Крупнейшие головные производители на Урале (за которыми тянутся длинные цепочки смежников) - Уралвагонзавод (УВЗ; танки), Мотовилихинские заводы (артиллерийские системы), Курганмашзавод (КМЗ; производит БМП), УралАЗ (грузовые машины), предприятия концерна «Алмаз-Антей», производящие средства ПВО (УПП «Вектор», Завод им. Калинина, Ижевский электро-механический завод «Купол» и др.).

2008 - 2009 годы с точки зрения военных поставок для Уралвагонзавода были самыми удачными. В 2008-м он изготовил 175 танков Т-90, в том числе 62 для российской армии, 60 для Индии и 53 для Алжира. Это самый высокий показатель с 1993 года. В 2009 году объемы несколько снизились (оценочно до 64 танков для Индии и 62 для российских ВС). В 2010 году и более отдаленном будущем картинка изменится. Кипрский контракт на закупку 41 танка, о заключении которого заявляли в начале прошлого года, не случился. В текущем году УВЗ будет поставлять машинокомплекты для Индии и модернизировать устаревшие танки Т-72 для Алжира, Сирии и Венесуэлы, что позволит ему и его многочисленным cмежникам поддержать мощности в работающем состоянии. Однако «для УВЗ имеет серьезное значение только модернизация 92 танков Т-72 по варианту М1М для поставок в Венесуэлу. Модернизация Т-72 в Сирии и Алжире ведется на местных мощностях этих стран, и там доля УВЗ невелика», - говорит научный редактор журнала «Экспорт вооружений» Михаил Барабанов. То есть, если не будут заключены новые экспортные контракты, военное направление завода серьезно ослабеет уже в 2011 году, что, с учетом тяжелого положения УВЗ сегодня (см. «Временная передышка», «Э-У» № 48 от 14.12.09), может привести к непредсказуемым последствиям.

Большие надежды мы связывали (см. «Все. Не так. Плохо», «Э-У» № 26 от 06.07.09) с вероятной покупкой Грецией 454 единиц БМП-3 Курганмашзавода на 1,2 млрд евро. Однако сделка не состоялась: из-за преддефолтного состояния этой страны. Остается поставка небольшой партии БМП-3М Кувейту. Правда, КМЗ имеет серьезный объем ГОЗ на поставку БМП для российской армии, что позволит поддержать производство в текущем году.

График: Крупнейшие экспортные контракты уральского ВПК в 2009 - 2010 годах

Заслуживают внимания несколько неподтвержденных контрактов. Один - на поставку 500 тыс. автоматов АК-103-2, стреляющих очередями из трех патронов, в Ливию (исполнитель - Ижмаш, Удмуртия). Другие два - на РСЗО «Смерч» в Венесуэлу (исполнитель - Мотовилиха, Пермский край) и первую после многолетнего перерыва поставку комплекса ПВО С-300В, главным исполнителем по которому выступает концерн «Алмаз-Антей», а вероятными подрядчиками - его «дочки» на территории Урала, в том числе УПП «Вектор» и завод им. Калинина.

СМИ еще в 2008 году также упоминали о намерении Венесуэлы приобрести ЗРС малой дальности Тор-М1, правда, никакой подтвержденной информации нет. В то же время, если информация о контракте на С-300В верна, то сделка по Тор-М1 выглядит логично: эти две системы дополняют друг друга (С-300 работает на больших высотах, Тор - на малых). Известно также, что возможные поставки Тор и С-300 обсуждались уже в текущем году с Вьетнамом. Головным предприятием по производству Торов является завод «Купол» (последний крупный экспортный контракт на поставку 29 единиц выполнил для Ирана в 2006 году). Стоит отметить, что интерес к Торам проявляла и Греция, закупившая около 30 Тор-М1 еще на рубеже веков, что вывело тогда «Купол» в ряд крупнейших экспортеров вооружений. Но, повторимся, Греция вряд ли будет закупать вооружение в обозримом будущем.

Самое главное препятствие на поставку комплексов ПВО, в производстве которых задействованы многие предприятия «Алмаз-Антея» на территории Урала, - внешнеполитические причины. Так, приостановка отгрузки Ирану комплексов С-300 в прошлом году произошла из-за принципиальной позиции США не допустить защиты объектов потенциальных противников (тех же Ирана и Венесуэлы) при вероятной бомбардировке. В то же время поставки подобных систем таким странам, как Вьетнам, вряд ли нарушат внешнеполитический баланс, так что определенные возможности в этом направлении есть. Тем не менее основные потенциальные заказчики средств ПВО для прикрытия сухопутных объектов отпали, и ждать системного роста спроса в этом сегменте не стоит.

Стабильная истребительная авиация и рекордные морские контракты

Главный бонус в ближайшие годы достанется «Адмиралтейским верфям», которые будут исполнять контракт общей суммой 4 млрд долларов на поставку шести дизель-электрических подводных лодок проекта 636 (далее - ПЛ) и строительство береговой инфраструктуры для обслуживания подводного флота Вьетнама. Эти подводные лодки комплектуются ракетными комплексами Club-S производства екатеринбургского ОКБ «Новатор» (входит в концерн «Алмаз-Антей»). ОКБ производит также береговые ракетные комплексы, но в данном контракте, по нашей информации, бюро ограничится поставками ракетных комплексов для подлодок. С учетом уже исполняемого контракта на две ПЛ Алжиру (одну уже отправили в 2009 году), ОКБ вполне может выйти в лидеры уральских экспортеров вооружений в ближайшие годы.

Главная фишка всей новейшей истории российского военного экспорта - истребительная авиация. Несмотря на прогнозы, предрекавшие обвал экспорта истребителей Cу из-за насыщения главных рынков сбыта в 90-х - начале 2000-х (Китая и Индии), тема не теряет актуальности. Законтрактованные поставки в Индию, Вьетнам, Индонезию, Малайзию на ближайшие годы обеспечат работой головных исполнителей НПК «Иркут» и АХК «Сухой», а значит, и уральских смежников. Крупнейший из них, Уральский оптико-механический завод, поставляет системы наведения. Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО, входит наряду с НПО «Сатурн» в состав Объединенной двигателестроительной корпорации), делает авиадвигатели АЛ-31Ф для производимых «Иркутом» истребителей («Сухой» комплектует самолеты практически идентичными двигателями московского ММПП «Салют», но именно индийские контракты в текущем портфеле экспорта занимают наибольшую долю). Всего в ближайшие годы «Иркут» должен поставить в Индию 32 Су-30МКИ и 71 машинокомплект общей стоимостью 1,3 млрд долларов; «Сухой» произведет для Малайзии, Индонезии и Вьетнама 26 Су-30 и несколько Су-27.

Кроме того, контракты с Индией и Китаем на поставку 11 вертолетов семейства Ка на общую сумму 220 млн долларов обеспечат загрузку Кумертауского авиационного производственного предприятия (Башкортостан).

Гособороннадежда

Будущее уральского ВПК связано не только с экспортом. Реформа российской армии и обусловленное этим увеличение закупок современной техники, сохранение в текущем году, несмотря на кризис, прошлогоднего объема ГОЗ, дают долгосрочную перспективу по крайней мере нескольким предприятиям.

Так, Минобороны РФ начнет в 2010 году закупки Су-35С, первого российского истребителя, оснащенного управляемым вектором тяги (до сих пор двигатели с поворотным соплом, обеспечивавшие эту характеристику, устанавливались только на экспортные «сушки»). Комплектоваться эти самолеты будут выпускаемыми УМПО двигателями АЛ-41Ф (модернизированный АЛ-31Ф). Всего до 2015 года должно быть произведено 96 таких двигателей (для 48 самолетов). Уже в 2010 году объем ГОЗ для него вырастет на 7% и составит 25% общего товарного выпуска.

Кроме того, еще в прошлом году премьер-министр Владимир Путин заявил о приобретении в ближайшие три года 300 танков Т-90С для нужд российской армии, а в марте текущего года министр обороны Анатолий Сердюков обронил фразу о том, что Минобороны в 2010 году закупит 241 танк Т-90. Заявления эти пока не подтвердились. Но даже если УВЗ за год выпустит только 60 танков (как и в последние два года), это позволит ему поддержать уровень производства. «Плюс, судя по всему, в 2010 году на УВЗ намечается достаточно большой объем модернизации Т-72 для Минобороны (до 180 машин), - отмечает Михаил Барабанов. - Хотя, похоже, в экономическом отношении проведение этих работ на УВЗ нерентабельно ни для завода, ни для министерства, которое явно переплачивает УВЗ и недовольно такими тратами».

Существенна, около 50% выпуска, доля ГОЗ для УралАЗа (Миасс, Челябинская область), Курганмашзавода (порядка половины от общей реализации, в 2008 году завод поставил Минобороны 41 БМП-3, причем по сравнению с 2007 годом заказ был увеличен на 40% и, по-видимому, сохранен в 2009 году) и ОКБ «Новатор». Последнее, по данным отчета «Алмаз-Антея», стало вторым среди предприятий концерна по объему выполненных НИОКР для гособоронзаказа-2008, освоив в общей сложности почти 2 млрд рублей - пятую часть средств, выделенных концерном на НИОКР по госзаказу.

На УралАЗе в конце 2009 года доля ГОЗ составляла порядка 50%, завод чуть не лишился контракта с Минобороны: выполнение хотели отдать КамАЗу. Контракт удалось удержать во многом из-за того, что Миассу грозил социальный взрыв. Но, как отмечают источники, знакомые с ситуацией, рассчитывать на то, что в 2011 году контракт с УралАЗом будет продлен, не стоит: Минобороны дало заводу возможность в течение года приспособиться к тому, что ГОЗа для предприятия больше не будет.

Что скрывается в тумане

За бортом этой грубой оценки остается как минимум два больших сегмента предприятий уральского ВПК. Первый - многочисленные небольшие производители техники и вооружений, такие как Уралтрансмаш и завод «Планта» (Свердловская область), «Сигнал» и «Станкомаш» (Челябинская область). Часть из них, вполне вероятно, выступает смежниками уральских лидеров ВПК (например екатеринбургское НПП «Старт» - в производстве пусковых установок для Торов), другие могут быть задействованы в контрактах на поставку комплектующих (как «Станкомаш» для Венесуэлы). В силу небольшого размера их участие в тех или иных экспортных контрактах определить сложно.

Второй сегмент, выпавший из нашего среза в силу полной закрытости, - компании, задействованные в производстве средств ядерного сдерживания, и по этим причинам полностью завязанные на гособоронзаказ. Например, миасское КБ им. Макеева. Судя по официальным заявлениям российских властей, дела у таких предприятий идут неплохо, и подвергаться секвестру программы финансирования ядерных вооружений будут в последнюю очередь.

Тем не менее на основе собранной информации мы можем сделать два важных вывода. Во-первых, благодаря сильной диверсификации экспорта истребительной авиации по странам (еще несколько лет назад он в основном приходился на Китай и Индию), а также начинающимся в текущем году поставкам новейших истребителей для ВС России, перспективы задействованных в этих цепочках УОМЗ и УМПО выглядят замечательно. А рекордные контракты с Вьетнамом сделают ОКБ «Новатор» одним из самых процветающих предприятий Свердловской области.

Во-вторых, действующие контракты на поставку и модернизацию сухопутной техники вкупе с гособоронзаказом позволят в текущем году поддержать производство УВЗ и его многочисленных смежников. Но в 2011 году скорее всего ситуация серьезно ухудшится. С учетом большой вероятности секвестра расходов на закупку вооружений российской армии в 2011 году аналогичная картина по Курганмашзаводу и Мотовилихе, только уже практически без экспортных контрактов.

В качестве последнего штриха. Отчетность большинства упомянутых предприятий по итогам девяти месяцев 2009 года (данные Спарк-Интерфакс) пока не подтверждают взрывного роста продаж, за исключением УМПО (уже объявленный объем продаж по итогам прошлого года составил 20 млрд рублей, что на 34% выше уровня 2008 года). Реализация УОМЗ за девять месяцев прошлого года составила чуть более 50%, ОКБ «Новатор» - примерно 75%, КМЗ - около 60% от общих итогов 2008-го (здесь не учтена сезонность, которая, вероятно, присутствует в поставках вооружений). Это объяснимо: исполнение крупных контрактов только начинается. Составляя рейтинг 400 крупнейших предприятий Урала, мы каждый год наблюдаем резкие, на сотни процентов, скачки выручки военных производителей. Тем не менее существенное снижение реализации и стагнация выручки предприятий из числа потенциальных лидеров заставляют задуматься: возможно, нарисованная нами безоблачная картина будет скорректирована в течение второго квартала, когда поступят годовые данные уральских предприятий ВПК.

* Цифры по экспорту ВВП, за исключением отдельно указанных случаев, приведены по данным журнала «Экспорт вооружений»

Материалы по теме

В ожидании паритета

С гранатой на танк

Ракетами по стереотипам

Вместе весело стрелять

Купим б/у миномет

Операция «Корпорация»