Эти парадоксальные металлурги
Не прошло и года, а металлурги вновь объявили о значительном повышении цен. Подобная эскалация существенно выходит за рамки даже реальной, не то что официальной годовой инфляции.
Российские промышленные предприятия из года в год сталкиваются с повышением тарифов на электроэнергию, газ, железнодорожные перевозки. Объяснить подъем цен можно прежде всего растущим спросом при ограниченности предложения.
Эскалация цен на металл в эту логику не укладывается. Спрос на металлопродукцию на внутреннем рынке по-прежнему значительно отстает от предложения меткомбинатов. В результате они вынуждены до половины металла, произведенного в стране, отправлять на экспорт. Именно вынуждены: продавать его за дорожающий рубль было бы значительно выгоднее, чем за дешевеющий доллар. Вот металлурги и стремятся компенсировать потери от экспортных продаж за счет повышения цен на внутреннем рынке.
При этом платежеспособность основных металлоемких отраслей в России по-прежнему низка. Так, машиностроение, потребляющее 40% продукции металлургов, только начинает выходить из кризиса и до показателей советского периода пока не доросло. Отечественная строительная отрасль благодаря применению новых технологий становится более металлоемкой, но объемы вводимого жилья до сих пор низки, не достигли уровня 1985 года. Исключение составляют трубные компании, однако их доля в общем потреблении металла в стране составляет только 15 — 20% и в перспективе будет сокращаться: они приступили к реализации проектов строительства собственных сталеплавильных производств.
Должно ли государство активно вмешиваться в регулирование внутренних цен на металл? Поскольку большая пятерка российских металлургических компаний, которая производит свыше 70% металла в стране, склонна перекладывать издержки на потребителей, его забота — внимательно следить за резкими скачками цен и, используя антимонопольное законодательство, препятствовать картелизации отрасли.
Однако долговременной стабилизации цен на металл можно достичь лишь путем переориентации металлургов на внутренний спрос. Вопрос носит межотраслевой, системный, общеэкономический характер: металл наряду с электроэнергией и газом — стратегический ресурс для многих предприятий, в том числе работающих на ВПК. Это значит, что решение проблемы — в создании условий для сверхбыстрого развития этих отраслей. Усилившись, они поднимут собственный платежеспособный спрос и весь внутренний рынок. И металла в том числе.