Соломы не напасешься

Разгорающийся политический конфликт угрожает уральской экономике не разрывом хозяйственных связей с Украиной, а возможными санкциями со стороны Европы или Америки и курсовыми изменениями рубля

Для оценки значимости крымского конфликта для территорий Урало-Западно­сибирского региона неплохо понять, насколько важным экономическим партнером является Украина для наших областей. Для этого проследим тесноту и активность внешне­экономических уральско-украинских связей (в первую очередь - торговых).

Методологическая оговорка: ведя речь о внешнеэкономических связях, мы будем оперировать данными из двух основных источников - Росстата и Федеральной таможенной службы (эти ведомства имеют серьезные расхождения в методике расчета внешнеторговых потоков и экспортно-импортных операций).

Торговый баланс

Украина для Урала яsolomy_ne_napasehsya_grafik_400вляется в большей степени рынком сбыта, а не поставщиком, это подтверждают как данные Росстата (экспорт превышает импорт в 2,8 раза), так и ФТС (разница в 3,3 раза). Кстати, для Урала такая ситуация складывается не только с Украиной, она скорее типична: наш регион имеет ярко выраженную экспортно ориентированную экономику, и в этом смысле Украина - характерный партнер.

Структура уральского экспорта на Украину понятна, она целиком соответствует отраслям специализации нашего региона. Лидирующие позиции у черной металлургии: на металл и металлические изделия приходится от трети до 40% экспорта, еще 10 - 15% - на металлические руды. За перечисленное отвечают Челябинская и Свердловская области. Около 15 - 20% регионального экспорта составляют нефть, нефтепродукты и всевозможное минеральное топливо, поставляемое в основном из Башкортостана и Тюменской области. Оставшиеся 30% экспортной структуры более-менее равномерно размазаны по предприятиям машиностроения, органической и неорганической химии, цветной металлургии. (Здесь и далее товарную структуру рассчитываем по данным таможни.)

Товарная структура импорта с Украины на Урал также подчеркивает типичность страны для внешнеэкономических связей нашего региона: импортируются товары более высоких переделов, чем поставляются. Так, зеркально структуре экспорта структура уральского импорта от трети до 40% составлена всевозможной машиностроительной продукцией (тяжелой техникой, оборудованием, инструментами и прочими устройствами). Немало в обратном направлении также поставляется металлургической продукции - около 15%. Важную роль в импорте с Украины играют пищевка и агропром: на поставки продуктов питания на Урал приходится 10 - 15%. Также много завозится целлюлозно-бумажной продукции, строительных материалов, продукции химических отраслей.

Региональный расклад

В настоящий момент ни для одного региона Большого Урала Украина не является критически важным экономическим партнером. Важнее всего, судя по данным Росстата, украинские отношения для экспортеров в Башкортостане: по нашей оценке, в 2013 году почти 20% башкирского экспорта пришлось на эту страну. По всем остальным территориям доля Украины в экспорте (и тем более импорте) не превышает 10%. Если каждая область выстроит основные страны-партнеры по международной торговле в рейтинг по объему оборота, то Украина займет в них в лучшем случае четвертое место (Челябинская область), в среднем же окажется между пятой и десятой позициями.

Судя по всему, общениеsolomy_ne_napasehsya_grafik4_400 с Украиной на Урале сложилось преимущественно по металлургической линии: основа внешнеторгового оборота региона обеспечивается Свердловской и Челябинской областями, на них, при расчете по данным ФТС, приходится до 70% всей торговли. Важно обратить внимание на то, что Свердловская область часто выступает и в роли транспортно-логистического хаба, поэтому некоторые товары, зарегистрированные в качестве импорта на Средний Урал, в дальнейшем расходятся по конечным потребителям на других территориях. Возможно, именно поэтому основным импортером машиностроительной продукции с Украины является как раз Свердловская область. Определяющую роль Среднего и Южного Урала можно проследить и по данным Росстата, однако в этом случае их доля снижается до 40 - 45%, что тоже немало.

Кроме прямой торговли, на Южном Урале с Украиной налажены и более тесные экономические отношения - по глубине сотрудничества Челябинская область лидирует в регионе. Так, по данным Челябинскстата, в области зарегистрировано 39 коммерческих предприятий, в составе учредителей которых выступают физические и юридические лица с Украины, объем прямых иностранных инвестиций этой страны в экономику Южного Урала в 2012 году составил 70,8 млн долларов, в 2013 году - 112,9 миллиона.

На второй позиции по активности экономического взаимодействия с Украиной расположим Башкортостан и Тюменскую область (имеем в виду южную часть сложносоставного субъекта федерации): вместе они покрывают еще почти 20% общеуральского товарооборота с малороссами (опять считаем по таможенной отчетности). Основные статьи экспорта здесь - нефть и нефтепродукты. Башкиры, как и среднеуральцы, импортируют много украинской машиностроительной продукции, тюменцы отмечают также значимость украинских продуктов питания (в основном кондитерских изделий).График

Башкортостан, как рапортует республиканское правительство, также не ограничивает тесные связи с Украиной внешнеторговым оборотом. На территории республики, как отчитывается департамент статистики, на начало 2013 года действовали 33 предприятия, созданные при участии капитала из Украины. Эти организации специализируются

на производстве пластмассовых изделий, растениеводстве, лесоводстве и лесозаготовках,
оптовой и розничной торговле, монтаже оборудования, деятельности грузового автотранспорта, оказании консалтинговых, медицинских и других услуг. При этом, однако, за 2013 год в республику прямых иностранных инвестиций поступило из Украины всего на полмиллиона долларов, и никаких реализующихся инвестиционных проектов с участием украинского капитала на территории Башкирии не зафиксировано.

На остальные территории Урало-Запад­но­сибирского региона приходится всего 10 - 12% (по ФТС) товарооборота с украинцами. Так что ни кардинально повлиять на него, ни катастрофически пострадать при его изменении, считаем, их экономики не могут.

Динамика

График

Экономические отношения между рассматриваемыми хозяйственными комплексами угасают. Объемы уральской внешней торговли с Украиной начали сжиматься со второй половины 2012 года, до тех пор они довольно быстро восстанавливались после кризиса 2009 года. В 2013 году сокращение импортно-экспортных операций носило уже обвальный характер. Так, за минувший год объем тюменского экспорта на Украину сжался на 80%, за тот же период вдвое сократился объем импорта украинской продукции Свердловской областью, более чем на 20% просел оборот с Челябинской областью (в результате Украина переехала со второй строчки в рейтинге значимости для нее международных партнеров на четвертую).

Заметим, что падение связано в основном с ухудшением украинской экономической ситуации, и к складывающейся политической картине отношения, думается, не имеет. Экономический характер делает охлаждение более предсказуемым и менее рискованным для уральского экономического комплекса. О появлении новых неожиданных провалов на пути уральско-украинских товарных поставок представители уральского крупного бизнеса не заявляют и о возможном разрушении былых экономических связей пока не беспокоятся (подробно об этом см. «Обед по расписанию», с. 16). На наш взгляд, если подобные сложности «политического характера» все же возникнут, то иметь критического влияния на экономику уральских территорий они не будут.

Конечно, говорить, что этим влияние крымского кризиса на уральскую экономику ограничится, было бы большой глупостью. Однако ясно, что если и опасаться проблем для уральской экономики, то ожидать их возникновения следует из-за возможных санкций со стороны Европы или Америки и из-за курсовых изменений рубля, а не напрямую от охлаждения отношений с новой властью на Украине.

 

Уральский экспорт

 

Украинский импорт 

 

Дополнительные материалы

 

Обед по расписанию

Нестабильная обстановка в Украине пока некритична для уральской промышленности, рассказывают управленцы крупнейших предприятий

Крупнейшие предприятия черной и цветной металлургии на территории Большого Урала («дочки» таких холдингов, как Евраз, Мечел, Русал, УГМК, а также Группы ММК) пока не ощутили негативных последствий от событий в Украине как в части экспортных поставок, так и возможного импорта комплектующих. «Работа по всем договорам с украинскими предприятиями осуществляется в штатном режиме», - уточнили в департаменте по связям с общественностью Мечела. Металлурги отмечают, что поставки в Украину для них не критичны, так как на ее рынок приходится не более 5% продаж.

Президент Российского союза поставщиков металлопродукции Александр Романов подтверждает, что российская металлургическая продукция в очень небольших объемах поставляется на Украину, и для наших предприятий украинский рынок не является доминирующим. Если какие-то поставки и уменьшились в объемах, то очень незначительно. По его словам, проблем с поставками металла с территории Украины также пока не отмечено - по оперативной информации РСПМ, металлургические предприятия в этой республике работают как обычно.

Негатив пока отмечен лишь в единичных случаях. «Есть информация, что некоторые южноуральские предприятия приостановили отгрузку продукции в Украину, но это не носит системный характер», - сообщили в Южно-Уральской торгово-промышленной палате (ЮУТПП). Так, автомобильный завод «Урал» с начала года не поставил в эту страну ни одной машины. «Наши представители ждут стабилизации политической ситуации. Потенциальные покупатели - добывающие компании, которые в той или иной степени зависят от государства. Но для нас это некритично», - пояснили на предприятии.

Опасения по поводу сворачивания уральского бизнеса на Украине пока не оправдались. Так, по словам коммерческого директора Южноуральского арматурно-изоляторного завода Алексея Шахова, информации о сбоях в работе львовского производства, входящего в холдинг «Глобал Инсулэйтор Групп», не поступало. В титановой корпорации «ВСМПО-Ависма», группе «Магнезит» и компании «Макфа», которые также владеют производствами на Украине, от комментариев предпочли воздержаться. Неофициально здесь поясняют, что не получали со своих заводов негативных сигналов.

Основные риски уральские промышленники и трейдеры сегодня видят в финансовой стороне партнерства предприятий двух государств.

- Отрицательным фактором с точки зрения поставок является ценовая ситуация - снижение курса гривны и рубля по отношению к евро и доллару. Их девальвация, а также опасения каких-либо сбоев в финансовой системе Украины в целом влияет на то, что поставки продукции все чаще осуществляются «вкороткую», по спотовым контрактам, - поясняет Александр Романов.

Как отмечают на заводе «ЧТЗ-Уралтрак» (Челябинская область), из-за падения курса гривны потребители не в силах прогнозировать, смогут ли в полном объеме оплатить заказанную технику и запчасти на суммы, ранее предусмотренные бюджетами. В связи с этим некоторые партнеры на Украине были вынуждены отложить часть ранее согласованных закупок.

На днях стало известно, что из-за нестабильной работы украинских банков с трудностями в расчетах столкнулось республиканское акционерное общество «Мотор Сич», которое выступает контрагентом для некоторых уральских предприятий авиационной отрасли.

В кулуарах машиностроители отмечают: опасаясь проблем с расчетами за поставки комплектующих по долгосрочным контрактам, ряд уральских машиностроительных заводов уже начал искать альтернативных поставщиков.
Строить долгосрочные прогнозы о влиянии украинского кризиса на уральскую промышленность пока никто не берется - не понятно, что будет через неделю. «Как отразятся события в Украине на исполнение обязательств со стороны партнеров, станет ясно во втором квартале 2014 года. Как раз в это время, как правило, формируется заявка на поставку продукции», - поясняет президент ЗАО «Пермская компания нефтяного машиностроения» Евгений Мокроносов. Второй квартал также считается показательным и для металлургической отрасли, так как спрос на ее продукцию подвержен сезонности и основные заказы приходятся на конец весны - начало лета.

- Сейчас политическая ситуация на Украине настолько нестабильна и непредсказуема, что говорить о перспективах развития внешнеэкономических отношений очень сложно. Конечно, существуют политические и экономические риски, риск нестабильности валют. Однако можно предположить, что хозяйствующие субъекты как работали, так и будут работать, ведь экономические связи РФ и Украины очень тесные и формировались на протяжении многих лет, - полагает представитель ЮУТПП Наталья Халитова.

С ней соглашается и Александр Романов, отмечая, что Россия в экономике Украины играет значительно большую роль, нежели наоборот. Так, только поставки металлопроката и труб из республики в нашу страну достигают 5 млн тонн в год. «Конечно, ей можно найти сбыт на рынках других регионов, но сделать это будет гораздо сложнее из-за более высокой конкуренции», - поясняет он. Аналогичная ситуация с машиностроительной продукцией, которая в большинстве своем в других странах рискует оказаться невостребованной.

Ослабление позиций украинских производителей может расширить возможности для российских предприятий. В частности, Украина является прямым конкурентом для свердловских и челябинских производителей металлопроката и труб, а также грузовых вагонов. «То же можно сказать о сельском хозяйстве. Украина, как и Челябинская область, является экспортером зерна. Проблемы в зерновом производстве, если они возникнут в связи с общим упадком экономики Украины, могут привести к росту цен на зерновом рынке и повышению эффективности российского зернового производства», - полагает профессор челябинского филиала Финансового университета при правительстве РФ Алексей Копченов.

В Свердловском областном союзе промышленников и предпринимателей считают, что ситуация на Украине способна отразиться на промышленности региона не напрямую, а опосредованно: «Падение фондовых котировок и валютных индексов может негативно сказаться на инвестиционных программах заводов, так как поставляемое в Россию оборудование, которое закупается для модернизации, может подорожать в рублях».

«Мы страдаем гораздо больше не от отсутствия заказов с Украины, а от резкого роста курсов доллара и евро. Комплектующие мы покупаем в Европе. Пока не несем промышленных убытков, но ждем, что итоги года будут хуже, чем в 2013 году, значительно упадет маржа. Сейчас промышленникам очень нужна политическая стабильность», - подтверждает гендиректор «Пневмостроймашины» Владимир Анисимов.

Подготовила Вера Пыжьянова