Три тренда

Три тренда После общего падения в кризис и относительно равномерного восстановления в 2010-м в прошлом году в экономике Урало-Западносибирского макрорегиона четко обозначилось несколько разнонаправленных тенденций: впечатляющий приток инвестиций на одной территории против инвестиционного застоя в другой; рост промышленного производства на фоне падения прибылей компаний в одних областях - и ровно наоборот в других; подъем в секторах, не связанных с социальной сферой, в «бедных» регионах против стагнации в «богатых». Общей устойчивой тенденцией остается, пожалуй, лишь бурный рост сельского хозяйства, причем максимальные его темпы (от 30 до 50%) зафиксированы на территориях с развитым АПК - в Челябинской и Курганской областях, Башкортостане и Оренбуржье. Отрасль с лихвой компенсировала провалы 2010 года (минус 12% по РФ) с его засухами и пожарами.

Инвестиции и прибыль в противофазе

Итак, первая отчетливая тенденция года - инвестиционный скачок в Свердловской области (+28%), ХМАО-Югре (+19%), и Удмуртии (+17%) против падения инвестиций в Пермском крае и стагнации в Оренбуржье и Курганской области. Почти 30-процентный рост вложений в основной капитал на Среднем Урале впервые вывел регион в топ-7 лидеров по РФ: он обогнал Санкт-Петербург, Ленинградскую область и Красноярский край и встал в один ряд с Московской областью и Татарстаном. Правда, до показателей «вечных» инвестиционных лидеров - Москвы, ХМАО и ЯНАО, а также получившего «сочинские» госинвестиции Краснодарского края все равно далеко. Рывок в 155 млрд рублей в текущих ценах в значительной мере объясняется объективными факторами: целый ряд компаний завершил крупные инвестиционные проекты. В частности Enel (ОГК-5) запустила новый энергоблок на Среднеуральской ГРЭС, Росэнергоатом завершил очередной этап строительства БАЭС-2. Отчасти причина «техническая» - привлеченная в область губернатором Александром Мишариным в качестве резидента Вторая грузовая компания (ВГК) поставила на баланс подвижной состав, полученный от РЖД, сформировав уставный капитал в размере 46 млрд рублей. Впрочем, объем инвестпрограммы ВГК на 2012 - 2013 годы (73 млрд рублей) даст области серьезный и уже совсем не «технический» гандикап по сравнению с конкурентами.

Основные показатели экономического развития субъектов Урало-Западносибирского региона

Интересно, что рост инвестиций в Свердловской области происходит на фоне падения прибылей компаний. В целом улучшение сальдированного финансового результата (прибыли минус убытки) составил +12% к прошлому году. Однако металлургические производства, которые по итогам 2010 года дали около 45 млрд рублей прибыли, в 2011-м показали всего 22 млрд рублей, причем провал пришелся на четвертый квартал (еще по итогам девяти месяцев сальдированный финансовый результат составлял 30 млрд рублей). Благодаря сбалансированной структуре экономики (в структуре прибыли существенный вес имеют транспорт, добыча полезных ископаемых, малый и средний бизнес), Свердловская область не очень почувствовала потерю. А вот соседняя Челябинская из-за большей зависимости от металлургии пострадала сильнее: сальдированный финансовый результат ухудшился почти на 50%. Учитывая, что основной удар пришелся на четвертый квартал ушедшего года, а налог на прибыль предприятия платят в первом квартале следующего, для бюджета области ущерб будет весьма ощутим. Вклад субъектов в ВРП макрорегионаСтоит отметить, что у обоих регионов есть резерв для восстановления налоговых платежей по прибыли. Дело в том, что понесшие в кризис огромные убытки предприятия машиностроения этих областей пока, получая прибыль, платят в бюджет копейки, закрывая убытки прошлых лет. Так, УВЗ, заработав 2,7 млрд рублей прибыли в 2010-м, заплатил налога на прибыль всего 7 млн рублей, а по итогам девяти месяцев 2011 года при общей прибыли в 6,8 млрд рублей - около 700 млн рублей. По мере закрытия убытков прошлых лет эти предприятия должны увеличить налоговые платежи.В Пермском крае благодаря мощному химическому комплексу, остававшемуся сверхприбыльным даже в худшие времена последнего кризиса, совокупный финансовый результат предприятий прирос на 40% (186 млрд рублей, второе место в регионе после ХМАО по валовому результату, где темпы также были впечатляющие); очень хорошую динамику прибылей показали юг Тюменской области (более чем двукратное увеличение), Оренбуржье и ЯНАО. Остальные субъекты по уровню прибыли в экономике остались на уровне 2010 года (плюс-минус 10%).Таким образом, как минимум в половине регионов Урала инвестиции в основной капитал и прибыль находились в противофазе: если первый рос - вторая падала, если первый рос сильно - вторая стагнировала.

Промышленность: добыча стагнирует, переработка растет

Вторая важная тенденция - впечатляющий рост (на уровне 9 - 16% против 5% по РФ) промышленного производства показали регионы с развитым перерабатывающим комплексом (Башкортостан, Пермский край, юг Тюменской области), а также два региона, где основу промышленности составляет машиностроение: Удмуртия и Курганская область. Преимущественно сырьевые ХМАО-Югра, ЯНАО и Оренбуржье, наоборот, стагнировали. Главным драйвером пермского и башкирского промышленного роста выступали не химия и нефтепереработка (что было бы логично: эти отрасли составляют львиную долю промпроизводства), а машиностроение. В то же время металлургическо-машиностроительные Свердловская и Челябинская области показали рост не намного выше среднероссийского (около 6%). Причем в Свердловской области, единственной среди уральских регионов, с октября-2011 наблюдается устойчивый промышленный спад (ежемесячный индекс промпроизводства на 3 - 3,5% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). В чем причина, неужели машиностроение в Башкортостане и Перми растет, а в Свердловской и Челябинской области падает? Анализ динамики индексов по основным подотраслям промышленности дает ответ на этот вопрос: падение последнего квартала 2011 года в Свердловской области обеспечено металлургией. Какими конкретно предприятиями - станет ясно в ближайшем будущем.

Доходы населения и потребительский спрос: разрыв увеличивается

Структура ВРП регионовТенденция номер три - сильное снижение реальных доходов населения в большинстве субъектов, сопровождающееся стагнацией потребительского спроса. Лишь два региона Урала (Свердловская область и Удмуртия) одновременно продемонстрировали опережающий по сравнению со средним по РФ рост объемов розничной торговли (в сопоставимых ценах плюс 12 - 13% против 7% роста по РФ) и реальных доходов населения (плюс 2 - 3%). Учитывая, что два этих показателя тесно коррелируют между собой, можно с уверенностью говорить о росте благосостояния жителей двух субъектов. В Оренбуржье розничная торговля также росла темпами выше, чем в среднем по стране (+9%), однако реальные доходы остались на уровне 2010 года. В ХМАО и ЯНАО реальные доходы упали на 10%, в Курганской, Челябинской областях и Пермском крае на 3 - 5%. На этом фоне 2-процентный рост доходов на юге Тюменской области выглядит серьезным достижением (в целом по РФ доходы выросли на 1,1%).

Интересно, что во всех регионах налицо разрыв между темпами роста объемов розницы и реальных доходов населения. Торговля в прошлом году росла темпами на 5 - 10 процентных пунктов быстрее, чем доходы населения. В 2010 году такой тенденции не было: в каких-то регионах реальные доходы росли заметно быстрее розницы, в других - чуть медленнее. Можно предложить два объяснения этому феномену. Первое и самое очевидное: увеличение темпов роста потребительских кредитов. Кризис закончился, банки вновь начали агрессивно кредитовать доверчивое население, которое радостно отреагировало ростом долгов и потребления. По РФ темпы роста потребкредитов увеличились с 14% в 2010 году до 36% в 2011-м, по Урало-Западносибирскому региону - в среднем с 13 до 38%. Второе объяснение может быть связано с увеличением ставок ЕСН с 1 января 2011 года, соответствующим ростом теневых зарплат и, соответственно, разрывом между фиксируемым Росстатом потреблением и доходами. Насколько сильно повлиял каждый из этих факторов, сказать без глубокого анализа проблемы невозможно (для этого необходимо как минимум сопоставить большие ряды данных по потреблению, сбережениям, кредитам на нескольких временных интервалах). Однако в областях с развитым сектором малого и среднего бизнеса масштабы его ухода в тень наверняка были заметны.

Сопоставление прироста потребительского рынка, доходов населения и потребительских кредитов

Вместо выводов

Итак, зафиксируем три важнейшие экономические тенденции 2011 года. Первая - рост в перерабатывающих отраслях промышленности, прежде всего машиностроении (бенефициарами стали Пермский край и Башкортостан). Фоном послужили сильные негативные сигналы в металлургии: они появились в четвертом квартале, сильнее удар почувствовала Челябинская область, слабее - Свердловская. Вторая тенденция - впечатляющий повсеместный подъем сельскохозяйственного комплекса. Третья - стагнация или падение реальных доходов населения.

В региональном разрезе выделяются слабые в экономическом смысле регионы, показавшие самую высокую динамику по большинству показателей (Удмуртия, Курганская область), и сильные, при этом стагнирующие богатые севера Тюменской области. Новое качество роста (инвестиции, потребительский рынок) демонстрируют Свердловская область и Удмуртия.

Дополнительные материалы:

Слабые развиваются быстрее

Интересное наблюдение касается двух самых слабых в экономическом смысле субъектов, Курганской области и Удмуртии: они продемонстрировали сильный рост большинства экономических показателей.

Курганская область увеличила промышленное производство почти на 10%, сельскохозяйственное - на 50% (против роста на 22% в среднем по РФ), строительные работы приросли на 47%, перевозки грузов - на 15%. По всем указанным индексам Курганская область лидирует в регионе (кроме индекса промышленного производства, где юг Тюменской области показал лучшие результаты). Правда, по инвестициям в основной капитал область в аутсайдерах, но с учетом крайней невысокой доли промышленности в ВРП (16%) это некритично. Зато потребительский сектор Курганской области явно стагнирует: розничная торговля практически не выросла, а реальные доходы населения сократились на 5%.

Удмуртия, напротив, при сравнительно невысоких темпах роста сельского хозяйства и грузовых перевозок показала одни из самых высоких темпов роста промпроизводства (+9%), инвестиций в основной капитал (+17%), розничной торговли (+13%, наивысший показатель в регионе) и доходов населения (+2%, выше только Свердловская область).

Как и кого сравнивать

При анализе экономических итогов развития областей и республик Урало-Западносибирского региона важно понимать, что структура их экономик сильно различается. Мы провели оценку структуры экономики Урало-Западносибирского региона на основе данных по ВРП 2009 года (более свежих пока в природе нет), выделив при этом показатели юга Тюменской области (некоторые показатели расчетные и могу незначительно отличаться от фактических). Для ХМАО, ЯНАО, Пермского края и Свердловской области сельское хозяйство играет крайне незначительную роль (подчеркнем - с точки зрения экономики, но никак не социальной сферы). «Промышленными» в полной мере можно назвать только пять субъектов - ХМАО-Югру, ЯНАО, Удмуртию, Оренбуржье и Пермский край, где доля промышленности составляет 40 - 65% в ВРП против 26% в среднем по РФ. Свердловская, юг Тюменской, Башкортостан и с некоторой натяжкой Челябинская область - субъекты со сбалансированной структурой экономики, где развиты все или почти все сектора (если близость по структуре к среднему по РФ вообще может свидетельствовать о сбалансированности). И, наконец, Курганская область резко выделяется из общей массы преобладанием в экономике сельского хозяйства, инфраструктурных отраслей и госсектора при незначительной доле промышленности.

Материалы по теме

Затишье в промышленности и торговле, снижение доходов населения

Объем рынка инвестиционных услуг в России на конец 2006 года составил почти 90 трлн рублей

К европейской самобытности

Страховка для Европы

Самая мечтающая страна