Личный друг инвестора

Личный друг инвестора Hа прошлой неделе министерство инвестиций и развития (МИР) Свердловской области подвело предварительные итоги рейтинга инвестиционной привлекательности муниципалитетов региона. На 20 марта подготовлено и проанализировано 64 паспорта города, составлены базы данных, включающие сведения о 170 площадках общей площадью в 28,4 тыс. га и 146 проектах общим объемом инвестиций свыше 172 млрд рублей. Такие списки составлены на Среднем Урале впервые.
По результатам рейтинга все муниципалитеты Свердловской области будут разделены на четыре группы в зависимости от темпов роста инвестиций и обеспеченности инфраструктурой (более 400 статистических и динамических показателей). Цель ранжирования - дать объективную оценку условий и возможностей ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории каждого города. База данных станет площадкой взаимодействия власти и потенциальных инвесторов, платформой поддержки действующих предпринимательских инициатив.

Министр инвестиций и развития Свердловской области Михаил Максимов считает паспортизацию только одной из форм работы с инвесторами:

- Наша задача - создать идеальные условия ведения бизнеса. Они должны быть значительно лучше, чем могут предложить другие территории. Сегодня инвестор, предприниматель соприкасаются с разными уровнями власти - федеральной, региональной, муниципальной. Мы хотим, чтобы бизнесмен не испытывал никакого дискомфорта при общении с ними. Это содержание нашей работы. Ее форма может быть разной - стандартизация, паспортизация, стратегии. Сейчас мы стараемся реализовать комплексную программу строительства инфраструктуры. Инвестор, когда берет участок, должен четко знать, когда здесь появится дорога или инженерные коммуникации.

Выгрызать инвестиции

Михаил Максимов- По вашим ощущениям, в какой фазе роста (медленного или быстрого) сегодня находится большинство городов Свердловской области?

- Быстро или медленно - субъективные понятия. В 2011 году общий объем инвестиций в Свердловской области составил 370 млрд рублей, в 2010-м - 240. Каждый год мы находимся в десятке наиболее динамично развивающихся регионов в стране. Да, мы не растем, как китайцы. Но там совершенно другие условия, иная государственная политика в сфере стимулирования инвестиций. Здесь важно опять же не увлекаться формальными показателями. Надо опираться на содержание - объем вложений в области должен увеличиваться.

- Как это сделать?

- Мы обязаны выгрызать инвестиции. Проектов, которые компании планируют реализовать, мало. На всех не хватает. Сегодня руководитель предприятия, принимающий решение строить или не строить завод, получает огромное количество предложений от различных территорий. Во многих регионах он может лично встретиться с губернатором, обсудить условия, преференции.

Для привлечения инвестора прежде всего нужна инициатива со стороны областных и муниципальных властей. Если глава города хочет, чтобы на его территории появился инвестор, он в год должен провести 300 - 350 встреч, ему самому надо идти к бизнесу.

- Ваш коллега из Тюменской области Вадим Шумков считает, что регионы должны договариваться: глупо двум сильным территориям изматывать себя конкуренцией, выпуская аналогичные товары или затаскивая аналогичных инвесторов. Подход должен быть трансрегиональным, общестрановым.

- Мой подход - если кого-то можно переманить, мы предпримем все усилия, чтобы это сделать. В конце концов, для чего нужен губернатор в каждой области? Чтобы заниматься развитием вверенной ему территории.
Я хочу, чтобы инвестор пришел в Свердловскую область, создал здесь предприятие, рабочие места и платил здесь зарплату и налоги.

- Но вы отслеживаете проекты, появляющиеся в других регионах?

- Мы ориентируемся на желание наших жителей. А они хотят, чтобы создавались рабочие места и чтобы чиновники не в кабинетах сидели, а помогали развивать территории.

- Что, на ваш взгляд, главное в процессе привлечения инвесторов?

- Два аспекта - личные контакты и исполнение принятых на себя обязательств. Если компания выражает желание построить на территории региона какое-либо производство, необходимо создать ей благоприятные условия и оградить ее от рисков. Это задача областных властей.

Инвесторы не читают программ, редко обращают внимание на стратегии. Они любят конкретику: «Я хочу построить у вас завод, чем вы можете помочь?». Если вам нечего на эту тему сказать, то разговор заканчивается. Согласитесь, глупая ситуация: к вам приходит человек и говорит «мне нужна земля», а вы ему - «почитай стратегию развития».

- Новые проекты - в основном brownfield или greenfield?

- Brownfield. Чтобы появилось большое количество greenfield-проектов, нужна развитая инфраструктура. Это особые экономические зоны (ОЭЗ) и индустриальные парки. Калуга за счет этого прирастала по инвестициям на 40% в год.
Сейчас мы рассматриваем три площадки под размещение индустриальных парков: около Екатеринбурга, Каменска-Уральского и Новоуральска. Главная проблема - даже не инфраструктура, а поиск резидентов. Мировой опыт показывает, что из десяти парков только два-три не заполняются 100%. Поэтому мы должны очень интенсивно работать с потенциальными инвесторами. Но отказываться от этой идеи нельзя. В мире ни одна территория не смогла вырасти без организации индустриальных парков и ОЭЗ.

- До того, как инвестор придет разговаривать о конкретике, он должен хотя бы узнать о том, что Свердловская область существует. Какая работа ведется в этом направлении?

- Первое - мы структурировали наше участие в выставочных мероприятиях. У нас есть четкая программа: когда, где и с какими стендами мы размещаемся в течение года. В рамках экспозиции мы планируем деловую программу: выбираем участников выставки, которым, как мы думаем, было бы интересно работать в Свердловской области, и организовываем встречи. Обычно по итогам крупного мероприятия нарабатываем около 150 - 200 контактов. Они попадают в нашу базу, после чего мы с ними работаем: убеждаем потенциального инвестора прилететь в Свердловскую область, рассмотреть возможность присутствия в регионе.

Ежедневная работа с базой - это второй элемент взаимодействия с инвесторами. Сегодня в ней находятся около 9 тыс. предприятий, которые могут реализовать проекты на нашей территории. Мы постоянно предлагаем им различные варианты, отслеживаем реакцию, стараемся вывести на личную встречу.

Третий элемент - крупные мероприятия, проходящие непосредственно на нашей территории. Одно из самых важных - Иннопром: выставка и форум промышленности и инноваций. Подобных мероприятий в России нет: Санкт-Петербургский форум ориентирован на международные отношения, Сочинский - на инвестиции. На мой взгляд, мы выбрали удачную нишу.

Про «Экспо»

- Одним из главных мегапроектов МИРа считается «Экспо-2020». Как идет подготовка к выставке?

- Сейчас продолжается сложная заявочная кампания. Победитель будет выбран путем голосования 157 стран. Кто сможет убедить представителей других государств, тот и выиграет. На данный момент мы сосредоточены на подготовке заявочной книги. Она должна быть лучше, чем у конкурентов: Дубая, Сан-Паулу, Измира и Аюттхаи. Нам нужно показать, как мы будем принимать гостей выставки в течение полугода.

- И каковы шансы на победу?

- Здесь вопрос только в одном - убедим мы голосующих или нет, сможем ли доказать, что Екатеринбург лучше остальных. Наша задача - показать, что минусов у Екатеринбурга нет. Любую слабую сторону мы сможем изменить. Неровная дорога

- поправим, не хватает гостиниц - построим. Сочи тоже не был готов к Олимпиаде. И никто даже и не предполагал, что там когда-то может пройти это мероприятие.

- По поводу «Экспо» есть два опасения: транспортный коллапс продолжительностью в полгода и большое количество объектов, которые после выставки останутся невостребованными.

- Это совершенно неверное восприятие. Если вы не докажете, что сможете провести «Экспо» без коллапса, то никто вам не доверит проведение выставки. «Экспо» - это другой общественный транспорт, другие дороги, другая инфраструктура. В отличие от спортивных мероприятий, при подготовке выставки деньги вкладываются не на возведение новых объектов, а на развитие территории, которая потом переходит во владение горожан. Пустым ничего не остается.

- А гостиницы? К «Экспо» придется построить несколько крупных отелей: что с ними потом делать?

- Надо будет работать над увеличением потока туристов. И в этой задаче нет ничего невыполнимого. В конце концов Ганновер по величине сравним с Екатеринбургом. Он принимал «Экспо» и продолжает быть местом проведения крупнейших выставок, на это завязана половина экономики города.

- В прошлом году администрация Екатеринбурга говорила, что город к «Экспо» будет готовить Хосе Асебильо, но недавно заключено соглашение с Норманном Фостером. Так кто будет работать над проектом?

- Оба: у каждого свой контракт и своя зона ответственности.

Плановый режим

- Еще два мегапроекта в зоне ответственности МИРа - «Титановая долина» и высокоскоростная магистраль Екатеринбург

- Москва (ВСМ-2). Есть ли проблемы при их реализации?

- Проект «Титановая долина» развивается в плановом режиме. Сейчас идет окончательное согласование документации, скоро выйдем на стройплощадку. Решается вопрос финансирования реализации первой очереди. Если никаких проблем с поступлением средств не будет, то уже в следующем году в «Долину» заедут первые резиденты. На данный момент у нас подписаны договоры с четырьмя компаниями.

Проект ВСМ-2 находится на более ранней стадии. Он включен в федеральную стратегию развития транспорта, сейчас ведется его обсуждение, поиск схемы финансирования.

- Бытует мнение, что ВСМ-2 экономически нецелесообразна.

- Это вопрос самосознания. Высокоскоростное сообщение существует в Европе, США, Китае. В России с ее пространствами смешно не иметь подобной инфраструктуры. Когда я начинал строить аэропорт (Михаил Максимов - бывший гендиректор аэропорта Кольцово. - Ред.), мне тоже говорили, что он никому не нужен.

Индивидуальный вклад

- Какова ситуация с поддержкой малого и среднего бизнеса?

- За последние два года мы прошли большой путь. Сегодня в Свердловской области создан инфраструктурный хаб для развития малого и среднего бизнеса. Мы постарались максимально упорядочить меры поддержки предпринимателей, сделать прозрачной процедуру принятия решений.

Сейчас в хабе разработано более 15 элементов поддержки: от прямого финансирования и субсидирования лизинга до помощи в патентовании разработок и стимулирования энергоэффективности.

- На ваш взгляд, есть ли способы поддержки, утратившие или, наоборот, получившие актуальность?

- Я бы рассматривал этот вопрос в другой плоскости - изменения приоритетов. Сначала мы хотели упорядочить меры поддержки, сделать их доступными. Затем в течение примерно года целью было развитие инновационных компаний. Теперь приоритет - экспорт. Во всем мире малые предприятия работают на глобальном рынке: они не занимаются торговлей в отдельно взятом городе или регионе.

На этот год из федерального бюджета на развитие малого бизнеса мы получим 500 млн рублей, областной выделит 200 миллионов. Сейчас рассматривается возможность дополнительного финансирования из обоих источников в 300 млн рублей.

- Каков план Свердловской области по общему объему инвестиций?

- Пока наша планка к 2015 году - 500 млрд рублей, и это записано в программе социально-экономического развития области. Лично в моих планах - провести как можно больше встреч, наработать контакты, выявить конкретные проблемы бизнеса и их решить. Своих сотрудников я нацеливаю на то же. Не надо отчитываться за директоров предприятий их же цифрами, сидеть и ждать, когда придет статистика по инвестициям. Нужно концентрироваться не на обобщенных, а на приземленных вещах, где виден личный вклад.