Актуальные книги
НаучпопВведение в меметику
Броуди Ричард. Психические вирусы. Как программируют ваше сознание. М.: «Поколение», 2007. С. 304.
Почему сегодняшняя жизнь такая сложная, почему с каждым годом она становится все запутаннее и напряженнее, - задается автор вопросами в начале книги. И тут же отвечает: одна из причин - постоянно растущая армия психологических вирусов, завладевающих нашим сознанием. Сознание переполняется ложными стратегиями поведения, в результате у нас не остается ни времени, ни энергии, чтобы реализовать истинные устремления.
Для понимания природы психологического вируса Броуди предлагает разобрать его основу - мем. Понятие мема ввел британский биолог Ричард Докинз в книге «Эгоистичный ген» (1976). По его определению, это основная единица передачи культурной информации, единица имитации. Психобиолог Генри Плоткин считает, что мем - единица культурной наследственности, по аналогии с геном, внутренняя репрезентация знания. Броуди приводит и собственное понимание мема - это единица информации, которая содержится в сознании. Мем воздействует так, чтобы в сознании других людей возникло как можно больше копий события. Мелодические рисунки и способы возведения арочных конструкций, крылатые выражения и мода - все это мемы.
Автор выделяет три основные группы мемов. Первая - мемы-различия: это способы классификации действительности. Например, Земля - мем, придуманный людьми, чтобы разграничить «свое пространство» и остальную Вселенную, тогда как, с точки зрения Вселенной все пространство однородно. Вторая группа - мемы-стратегии: это правила поведения, необходимые для получения желаемого результата. Например, на круговом перекрестке движение осуществляется против часовой стрелки. Третья группа - мемы-ассоциации, которые связывают два и более мема в нашем сознании. Пример: Рождество - песенка «Jingle bells».
Проблемы начинаются тогда, когда при помощи мемов человек программируется на совершение бесполезных для него действий. Такие поведенческие стратегии Броуди называет психическими вирусами. Это структуры, использующие внешние механизмы воспроизведения для создания собственных копий. Их «миссия» - максимальное количество копий.
Несмотря на то, что создание психических вирусов может быть сознательным, автор склоняется к мнению, что в основном для их появления не требуется чье-то намерение. Например, собаки, кошки, игуаны и канарейки вместе с теми огромными индустриями, зарабатывающими на нашей потребности предоставлять им уход, являются составными частями огромного культурного вируса под названием «домашние животные».
Очевидно, что основным вопросом книги должен стать способ защиты от психических вирусов. Не тут-то было - все упирается в проблему субъективности восприятия. Так что, пожалуй, единственным дельным советом автора на эту тему можно считать пожелание побольше задумываться над собственным поведением.
Отметим, что прогрессивной общественности Ричард Броуди известен прежде всего как программист и разработчик одной из самых популярных в мире компьютерных программ - MS Word.
Глеб Жога
Психология
Лицо подобно пенису
Гладуэлл Малькольм. Озарение: Сила мгновенных решений. М.: Альпина Паблишерз, 2009, С. 254.
Считается, что чем больше информации и времени для принятия решения, тем лучше. На самом деле - наоборот. Наш мозг испытывает потребность в уверенности, которая есть функция количества собранной информации. Ирония в том, что, начиная с какого-то порогового уровня, мозг не справляется с ее обработкой и выдает неправильный результат. Ряд исследований точности определения диагноза врачами неотложки, психиатрами, кардиологами показал: достаточно знать очень мало, чтобы разглядеть главный признак некоего явления. И часто именно первая моментальная, иногда очень слабая реакция оказывается самой верной.
Лучшие эксперты в своих областях широко пользуются этим механизмом. Авторитетные специалисты музея Пола Гетти в Калифорнии за год не смогли правильно определить подлинность древнегреческой статуи, проведя массу всевозможных тестов и анализов. Другой эксперт, опираясь на первое мимолетное впечатление, сразу предположил, что перед ним подделка, а затем доказал это. Патрульные полицейские из-за роковой цепочки инстинктивных действий застрелили невиновного человека, поскольку действовали очень быстро и по жесткой схеме - опасный микрорайон, темнота, убегающий молодой латиноамериканец. На тестовой игре, предшествовавшей вторжению в Ирак, опытный ветеран, игравший за противника, сумел нанести колоссальный урон силам коалиции: если бы вторжение было реальным, потери в первый день достигли бы 20 тыс. солдат. Когда спонтанные решения работают, а когда, как в случае с полицейскими, - нет? Коп, видя потенциального преступника, достающего что-то из кармана, должен в течение секунды решить, надо ли стрелять. Его мозг, находящийся в состоянии стресса, перекрывает практически все каналы восприятия и выдает жесткую схему действий, отпечатанную в нас еще со времен динозавров - «бей или беги». И цена его ошибки намного выше, чем любого менеджера компании.
Но схему можно изменить, задав тренировками правильную последовательность действий и научив реагировать на выражение лица. По утверждению знаменитого американского психолога Силвана Томкинса, лицо подобно пенису. Подавление любой эмоциональной реакции немного запаздывает, и по лицу собеседника внимательный человек может определить его истинные чувства. Эмоциональная декодировка выражений, мелькающих на лицах супружеской пары во время часового разговора, позволяет физиологу Джону Готтману с 95-процентной вероятностью предсказать вероятность развода в последующие 15 лет. Или определить, лжет ли человек на суде.
Гладуэлл формулирует теорию «тонких срезов», доказывая, что принятие правильных решений возможно только тогда, когда человек в состоянии выделить несколько «ключей» в предметной области, отпечатать их в своей памяти, и в дальнейшем научиться пользоваться тем, что мы часто называем интуицией, то есть внимательно относиться к слабым сигналам, посылаемым нашим бессознательным.
Дмитрий Толмачев