Не те триумфаторы

Не те триумфаторы Оппозиция празднует победу в региональных и муниципальных выборах, ссылаясь на грамотно организованные кампании. Однако их заслуги преувеличены: ситуацию определили протестные настроения населения.

Год назад в Североуральске (Свердловская область, градообразующее предприятие - Севуралбокситруда), знаменитом шахтерскими акциями протеста, лидеры местных ячеек оппозиционных партий и профсоюзов в один голос говорили, что горожане за действующего мэра голосовать не пойдут. Никакие деньги и пиар-технологии здесь не сработают: народ устал от проблем. Тогда, утопая в сугробах, окруживших мэрию, я вместе с населением материл коммунальные службы, но переизбрание власти мне казалось нереальным. Не угадал: 14 марта за действующего главу Сергея Бирюкова (кандидат ЕР) проголосовало 32,7% избирателей, а за его соперника эсера Юрия Фролова - 49,8%. Что это - провал партии власти или триумф СР?

Демократия местного разлива

Повод для волнений в Североуральске был и накануне выборов - увольнения в подрядной организации «СУБР-Строй», которые едва не переросли в митинги. Недовольство вылилось в результаты голосования. И это не единственный город на Среднем Урале, где ЕР уступила оппозиции. В Асбесте победил самовыдвиженец Владимир Суслопаров: набрал более 48% голосов, на 2 тысячи больше, чем представитель ЕР Валерий Белошейкин (42,4%). В закрытом городе Лесной за эсера Виктора Гришина проголосовали около 64% избирателей, а кандидат-единорос Геннадий Моськов взял только 19% голосов. В поселке Уральский победил самовыдвиженец Владимир Рыжков (61,65%), его оппонент от партии власти Игорь Силантьев (32%) на втором месте.

Ученый секретарь Института философии и права УрО РАН Виктор Мартьянов считает, что в небольших муниципалитетах, особенно в моногородах, где экономическая ситуация нестабильна, протест концентрируется на конкретных людях, персонифицирующих власть, и в первую очередь на мэре.

По словам директора Института стратегического анализа и социального проектирования Эдуарда Абелинскаса, провал ЕР во всех четырех территориях - неожиданность даже для оппонентов. Выборы показали, что в городах сформировалось сообщество, которое руководствуется собственными соображениями относительно будущего своего муниципалитета. Наличие административного ресурса и денег в таких территориях ничего партии власти не гарантируют. Заместитель директора Института философии и права УрО РАН Константин Киселев убежден, что результат голосования никак не связан с предвыборной работой ЕР, это показатель гражданских настроений населения, которое не устраивает действующая власть. Эти настроения видны и в соседней Челябинской области.

Муниципальные выборы в Челябинской области привели к еще более глобальному обновлению руководства, чем избирательная кампания 2005 года. Тогда главы сменились примерно на трети территорий. Сейчас, напротив, посты сохранили 12 из 38 переизбиравшихся глав. Кандидаты ЕР победили почти везде, где действующие главы выпали из предвыборной гонки еще до голосования, не сумев получить регистрацию в качестве кандидата.

Предсказуемо для партии власти ситуация сложилась в Миассе, где уверенную победу одержал Игорь Войнов, в Магнитогорске - Евгений Тефтелев (с действующим главой бороться не пришлось: осенью 2009 года Евгений Карпов добровольно сложил полномочия), в Южноуральске - председатель городского Собрания депутатов Евгений Соболев, а также в Карабаше, где с минимальным отрывом (74 голоса) спецпредставитель челябинского губернатора Вячеслав Ягодинец выиграл у самовыдвиженца Александра Киприянова (экс-мэр Мусса Дзугаев обвиняется в получении взятки). На представителей от ЕР главы сменились также в Кусе, Кыштыме и Катав-Ивановске.

В то же время в ряде территорий ЕР не сумела вопреки ожиданиям привести к победе своих кандидатов. Население не поддержало решение единороссов сделать ставку на действующих глав в Агаповском, Верхнеуральском, Красноармейском, Нязепетровском и других районах. Самовыдвиженцы обошли «медведей» в Чебаркуле и Катав-Ивановском районе. Например, в Верхнеуральском районе главой выбрали кандидата СР Сергей Хабина (54,9%), действующий глава единорос Игорь Сурменев набрал 35,1% голосов. Кизильский район возглавит самовыдвиженец Евгений Макаров (66,2%; бывший глава Александр Смирнов обвиняется в получении взятки).

Вице-президент консультационной компании «Советник» Александр Подопригора считает, что выборы в Челябинской области отчетливо показали: население и радо бы поддержать альтернативу ЕР, но оппозиции, реальной, а не бутафорской, просто нет. Поэтому единороссы сплошь и рядом соревнуются сами с собой, во многих случаях - под маской самовыдвиженцев, а эсеры, коммунисты и ЛДПР набирают мизерные проценты.

В Югре три мэра сохранили свои кресла, и лишь в Ханты-Мансийском районе - новый глава. Руководителем Белоярского района вновь стал Сергей Маненков (75,9% голосов). В Покачах Раян Халиуллин сохранил за собой пост главы администрации: за него проголосовали 65,3% горожан. В Радужном, несмотря на развернувшуюся серьезную борьбу, победу одержал бывший глава Виктор Куссмауль (58%). В Ханты-Мансийском районе с 85,5% голосов выиграл Петр Захаров: экс-мэр Юрий Манчевский не стал выставлять кандидатуру.

Всем сестрам

Выборы в региональные Заксобрания, в первую очередь на Среднем Урале, тоже прошли под знаком оппозиции. В Свердловской области (разыгрывалось 14 из 28 мандатов) ЕР получила 39,7% голосов избирателей. На втором месте - КПРФ, набравшая 21,6%. Третью строчку занимает СР: за эсеров отдали голоса 19,3%. Четвертое место - у ЛДПР, ее поддержали 16,8% избирателей. Партия власти получила шесть мандатов, восемь достались оппозиции (КПРФ - 3, СР - 3, ЛДПР - 2). С учетом последних выборов у ЕР в нижней палате областного парламента будет 16 из 28 мест.

По мнению советника губернатора Свердловской области Вадима Дубичева, выборы 2010 года корректно сравнивать с избирательной кампанией, проходившей формально в таких же условиях четыре года назад (избирались 14 депутатов областной думы, один из списков возглавлял губернатор, региональные выборы не совмещались с федеральными):

- Из сравнения видно, что активность избирателей в 2010 году выросла, а ЕР показала практически тот же результат. При этом нужно понимать, что в отличие от 2006 года, в 2010-м выборы проходили в условиях реальной политической конкуренции. Это был настоящий соревновательный процесс. Россия в целом и Свердловская область переходит к новой схеме функционирования политики - от моноцентризма к реальной политической полифонии. В этом смысл глобальной политической реформы, которую последовательно проводит команда Путина - сначала в законодательстве, а затем и в реальной жизни - в процессе формирования выборных органов власти. Помимо этого, положение «партии власти» объективно осложнял и социально-экономический кризис, больно ударивший по Среднему Уралу. Очевидно, что в этих условиях выросла электоральная база оппозиционных партий и они не упустили шанс использовать социальные «болячки». Тем не менее, ЕР устояла и смогла повторить результат четырехлетней давности. Эта победа дорогого стоит.

По словам первого заместителя секретаря президиума генсовета ЕР Сергея Неверова, большинство единороссов в думе - результат положительный:

- Потому что мы оставляем за собой право по внесению кандидатуры губернатора для рассмотрения президентом, право принятия решения большинством. Мартовские выборы имеют свою специфику, свою сложность с учетом повышения коммунальных тарифов со стороны управляющих компаний, последствий кризиса. Тем не менее кампании тщательным образом будут проанализированы.

Впрочем, секретарь Свердловского регионального отделения ЕР Виктор Шептий уже заявил, что по результатам выборов партия будет обсуждать вопрос об отставке некоторых секретарей местных политсоветов: «Посмотрим, где результаты низкие из-за бездействий. В этих территориях будем рекомендовать секретарям покинуть должность. Что касается руководителя областного политсовета, то у него проект заявления об отставке всегда должен быть в столе».

Виктор Мартьянов уверен, что ЕР в Свердловской области показала худший результат. Избиратели голосовали против ЕР, при большей явке результаты партии власти были бы еще хуже, так как независимые избиратели разбавили бы административно контролируемый и запугиваемый электорат. Обращает на себя внимание и то, что около 2,5% избирателей сознательно испортили бюллетени. Это выражение волны народного протеста против сложившей в стране экономической и политической ситуации. И неприятие будет только усиливаться. Если ЕР не извлечет урок и не начнет меняться, ее влияние будет падать.

Абелинскас считает, что это нормальный результат для ЕР, сопоставимый с итогами голосования в 2006 году (40,5%). Сравнивать их с 2008 годом (результат был выше на 19%), когда выбирали президента РФ, а соответственно была другая активность у населения, бессмысленно.

Оценка ситуации осложняется изменением системы выборов в думу. Если раньше составлялся единый общеобластной список кандидатов, то сейчас выборы шли по 14 избирательным территориям, каждую из которых закрепили за тем или иным партийным лидером. И вопрос использования административного ресурса, и проблемы организации переместились из единого штаба на местный уровень. Лучшие результаты партия власти получила на востоке области, в Ирбитском и Артемовском избирательных округах (входят в избирательный округ депутата Госдумы РФ Игоря Баринова). Обратная ситуация в Екатеринбурге. Здесь ЕР не удалось провести в облдуму ни одного кандидата: это самый плохой результат за последние годы.

Скорее всего, места в думе от ЕР займут следующие политики: Елена Чечунова, Максим Иванов (артемовская группа), Виктор Шептий (ирбитская группа), заместитель главы Красноуфимска Юрий Биктуганов (красноуфимская группа), Лев Ковпак (асбестовская группа), профсоюзный деятель Владимир Камский (кушвинская группа).

Выборы в Заксобрание также прошли на Ямале, где список возглавлял уже экс-губернатор Юрий Неелов. Здесь ЕР получила 64,7% голосов (это 17 из 22 депутатских мест). Второй результат показали либерал-демократы («паровозом» в списке выступил лидер ЛДПР Владимир Жириновский) - за них проголосовали 13,35% избирателей (два мандата). КПРФ получила 8,57% (одно место). СР немного отстает от коммунистов - за нее голоса отдали 8,1% ямальцев (одно место). 7-процентный барьер не удалось преодолеть Тюменскому региональному отделению партии «Патриоты России», за которых проголосовали лишь 2,4% жителей округа.

На выборах депутатов Курганской областной думы партия власти вырвала 41,2%. На втором месте уверенно закрепилась КПРФ: за коммунистов проголосовало 25,3%. СР замкнула тройку лидеров, ее результат - 17,1%. ЛДПР получила поддержку 12,6% избирателей. Единороссы возьмут 21 - 22 мандата: кандидаты от партии успешно выступили в одномандатных округах - одержали победу в 14 из 17. Не «поддались» единороссам только три округа в Кургане; Центральный, Западный и Рябковский, где победили коммунисты и эсеры.

Оппозиция, успешно отработавшая выборы, торжествует. По словам лидера СР Сергея Миронова, монополия ЕР заканчивается, партии власти пора делать выводы о своей идеологии. Но так ли высоки будут результаты оппонентов ЕР, когда экономика стабилизируется, а зарплаты вернутся на прежний уровень? Неизвестно.