Море меди из капли

Море меди из капли На Урале началась разработка одного из крупнейших месторождений меди в стране, но с очень бедными рудами. Браться за их разработку медные компании заставляет истощение мировой ресурсной базы.

Буквально за год сельскохозяйственный Варненский район Челябинской области превратился в новый центр горной добычи сырья для цветной металлургии. Здесь среди степей на Михеевском месторождении меднопорфировых руд развернулось строительство горно-обогатительного комбината — крупнейшего возводимого с нуля на территории постсоветского пространства. Да и в СССР подобные ГОКи в цветной металлургии строились только для Норильского никеля. Проектные мощности Михеевского позволят в год перерабатывать до 18 млн тонн руды с содержанием меди, золота, серебра и других металлов. Инвестиции также впечатляют — свыше 780 млн долларов. Столько Русская медная компания заплатит за сырьевую безопасность бизнеса и возможность в полтора раза увеличить объемы выплавки меди на своих заводах.

За мощью проекта скрывается главная проблема отрасли — крайне низкое содержание меди в руде — в среднем 0,4%, что требует больших объемов переработки. Для сравнения: еще 10 — 20 лет назад в отработку вовлекались руды с содержанием 2 — 3,5% меди, проекты, осуществляемые сегодня, характеризуются содержанием меди не выше 1,5%, а металлурги осваивают новые технологии переработки руд с содержанием меди ниже 1%. Ключевым фактором экономической эффективности медных компаний становится разработка технологии оптимизации добычи и переработки руды с максимальным извлечением меди.

Запутать

Михеевское, разведанное еще более полувека назад (в 1952 году), — одно из крупнейших медных месторождений в России: его прогнозные запасы оцениваются в 1,8 млн тонн меди в руде. Попутно содержатся еще и серебро, молибден, рений, золото. Последнего, по кодексу JORC, не так мало — около 1,2 млн унций. Международная независимая аналитическая консультационная группа CRU включила Михеевку в 50 крупнейших медных месторождений мира. Но долгое время оно не представляло особого интереса для промышленности: из-за низкого содержания меди в породе браться за его освоение в советские годы не спешили.

Первым разработчиком Михеевского, а также соседних Томинского (1,5 млн тонн) и Тарутинского (1,3 млн тонн) месторождений меди должна была стать Южно-Уральская горнорудная компания (ЮУГК), учрежденная в 1997 году челябинской обладминистрацией. Однако в ходе двух доп­эмиссий доля области в уставном капитале ЮУГК была размыта с 70% до 5,1%, а лицензии переоформлены на одноименные ГОКи. Затем ГОКи (существовавшие только на бумаге — никаких материальных активов им не принадлежало) были переданы офшорке Chelyabinsk Copper Company Ltd, купленной в январе 2005 года за 6 млн долларов британской золотодобыващей Eureka Mining (вскоре стала принадлежать ирландской Celtic Resources Holdings Plc). Виды на актив у новых собственников были грандиозные, в том числе в два раза увеличить объемы добычи золота в Челябинской области. Но дальше геологоразведки они не ушли — осваивать месторождения в одиночку иностранцы не решались. Как поясняли в компании, инвестиции требовались огромные: около 1 млрд рублей с учетом необходимости строительства не только рудника и обогатительной фабрики, но и собственного медеплавильного завода.

Динамика мировых цен на медь на LMEПредложения о создании СП поступали всем российским горнометаллургическим компаниям, уже занимающимся разработкой медных или золоторудных месторождений и имеющим собственные медеплавильные мощности, в том числе и РМК. Однако на тот момент желающих войти в проект на паритетных началах не нашлось. Неофициально участники рынка указывали, что Celtic запросил за 50% акций ЗАО «Михеевский ГОК» в два раза больше, чем потратил сам на покупку всего актива и инвестиции в геолого-разведочные работы (около 16 млн долларов). Кроме того, ни ГМК «Норникель», ни Уральская горнометаллургическая компания на тот момент не работали с таким типом руды и рисковать не хотели. В итоге в 2007 году Celtic решает полностью выйти из этого бизнеса и за 33 млн долларов продает все 100% Михеевского ГОКа вместе с лицензией Русской медной компании. Ей не требовалось строить новое медное производство — на тот момент РМК уже владела расположенным здесь же медеплавильным заводом «Карабашмедь», зато остро нуждалась в расширении собственной сырьевой базы.

Разморозить

Начать разработку Михеевки РМК хотела уже в 2009 году. Но беспрецедентное падение цен на цветные металлы в сентябре — октябре 2008 года и высокие производственные издержки заставили медников пересмотреть планы. Тогда за месяц цена металла упала на 54% до уровня 2005 года — 3,7 доллара за тонну. Проблема была не в том, что медь не хотели покупать, а в том, что у покупателей не было денег. Проект заморозили. Возобновить его удалось только в 2010 году, когда стали понятны источники финансирования. В частности Газпромбанк пообещал предоставить Русской медной компании проектное финансирование в объеме около 500 млн долларов.

Сегодня стройка, на которой работает около 700 человек, в самом разгаре: к осени 2012-го на месторождении провели вскрышные работы. Началось и строительство самого ГОКа, который будет состоять из открытого рудника мощностью 18 млн тонн руды в год и обогатительной фабрики ориентировочной мощностью до 270 тыс. тонн медного концентрата в год. Кроме того, здесь появятся ЛЭП на 220 кВ, газопровод, плотина для шламохранилища, общежития и гостиницы. Рассматривается вопрос о строительстве собственной железнодорожной ветки до ближайшей станции. Запустить ГОК в эксплуатацию планируется уже в четвертом квартале 2013 года.

Возможности для снижения издержек РМК находит везде. Компания решила установить комплекс для крупного дробления руды с высокой удельной производительностью в контуре карьера, а не на его поверхности, что на 20 — 25% должно снизить затраты на доставку руды из карьера на обогатительную фабрику. По проекту, карьер будет соединен с обогатительной фабрикой конвейером на 1,5 км, что позволит сократить использование наземного транспорта. А чтобы снизить воздействие на природные ресурсы (на обогатительной фабрике будет использоваться флотационный метод переработки руды), на ГОКе внедряется закрытый водооборот. Созданная схема предусматривает за время строительства накопление большого количества воды и пуск ее в замкнутый цикл: твердые примеси остаются в хвостохранилище, осветленная вода снова используется в производстве.

Но главное для медной компании — выбрать наиболее эффективную технологию добычи и обогащения медных руд. «Месторождение отличается не только низким содержанием металлов в породах, но и наличием большого количества окисленных руд. Поэтому для эффективной отработки мы будем использовать особую технологию шихтовки и переработки руды с целью максимального извлечения меди», — пояснили в РМК.

— Мы проводили консультации с ведущими компаниями горнодобывающей отрасли, побывали на аналогичных фабриках в Чили и в Австралии, и только после этого сделали выбор оборудования, — рассказал вице-президент РМК по горно-обогатительному производству Андрей Гайдин.
В итоге для переработки сверхкрепких меднопорфировых руд планируется использовать оригинальное высокопроизводительное оборудование компаний OUTOTEC (Финляндия) и METSO MINERALS (Франция), а также специально разработанные реагенты для повышения коэффициента извлечения меди из «бедных» окисленных руд. По предварительным оценкам, это должно увеличить содержание меди в концентрате до 22%.

Заработать

Структура выпуска катодной меди в России в 2011 годуУчастники рынка полагают, что проект Михеевского ГОКа может окупиться не раньше чем через 5 — 7 лет. Практически одновременно с запуском ГОКа на Михеевском месторождении РМК намерена начать освоение и Томинского месторождения: вместе они должны стать основными источниками сырья для РМК на ближайшие 25 лет. Таким образом, компания рассчитывает к 2015 году поднять объемы добычи и переработки медно-цинковых руд почти в пять раз, до 31,4 млн тонн (в 2012 году — 6,5 млн тонн). За счет этого, а также масштабной реконструкции «Карабашмеди» РМК сможет в 2015 году почти в два раза (до 330 тыс. тонн) увеличить мощности выпуска катодной меди.

Аналитики полагают, что столь амбициозные планы оправданы, хотя во многом успех проекта будет зависеть от мировой конъюнктуры. «Мы видим здесь определенные проблемы. Рынок меди, как и рынок металлов вообще, переживает период замедления спроса со стороны мировых потребителей. К 20 декабря с начала года мировые цены на медь поднялись лишь на 4%, а мировой спрос не превысил и 3% к пре­дыдущему году», — отмечает заместитель директора аналитического департамента «Московского финансового центра» Елена Чернолецкая. Но, по ее мнению, для реализации таких проектов сейчас самое время — нет смысла для экстенсивного производства, необходимо как раз вкладываться во внутреннее развитие с расчетом на будущий рост: «РМК действует по классическому и, видимо, наиболее верному сценарию поведения в кризис. Это позволит компании подготовиться к выходу мировой экономики из стагнации».

С ней соглашается и аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк, по оценкам которого мировой спрос на медь со стороны промышленности (а РМК ориентирована в первую очередь на экспорт) будет расти на 4 — 5% в год. Несмотря на некоторое охлаждение рынка за счет замедления развития экономики Китая, в мире по-прежнему наблюдается ежегодный дефицит в 100 — 200 тыс. тонн меди. Возможности увеличения сбыта существуют и внутри России: медь понадобится для инвестпроектов по модернизации энергетики и ОПК.

Как отмечает заместитель гендиректора компании «Уником-Партнер» Дмитрий Земеров, цены на медь остаются высокими, что делает переработку медных руд высокорентабельным бизнесом. У медных компаний нет другого выбора, как развивать новые сырьевые проекты с низким содержанием меди в руде: богатые медные месторождения уже выработаны или близки к истощению. И то, насколько компания обеспечена на ближайшие годы собственной сырьевой базой, во многом предопределит ее долю на рынке в дальнейшем. Если бизнес ориентирован на долгосрочное развитие, просчитывает свои перспективы на долгие годы вперед, его путь — научиться эффективно работать в новых условиях.

Материалы по теме

Солнце еще высоко

Титан до Индии доведет

В одни руки

Медь вышла на публику

Зимнее снижение спроса замедляет ценовую динамику на рынке черных металлов