Пока крупный сохнет

Падение спроса привело к ужесточению конкуренции на рынке нефтесервиса. Новые условия позволят укрепиться крупным частным и госкорпорациям, число малых может сократиться на треть.

Последние несколько лет компании, которые занимаются нефтяным сервисом - бурением скважин, их ремонтом, обустройством месторождений и т.д., активно прирастали производственными мощностями. Только «Римера» (входит в группу ЧТПЗ), например, в 2008-­м купила два стратегических машиностроительных актива - производителя погружных насосов «Алнас» (Татарстан) и удмуртский «Ижнефтемаш». Развивая бизнес, компании рассчитывали, что объем нефтесервисного рынка России ежегодно будет расти на 25 - 30% (см. «Время услужливых», «Э­У» № 6 от 11.02.08). Однако недавнее падение цены на нефть ниже 50 долларов за баррель побудило практически все отечественные компании заявить о предполагаемом снижении объемов добычи и, как следствие, потребностей в услугах нефтесервиса. По словам управляющего партнера Asset Capital Partners GmbH Владимира Матиаса, российские нефтяники запланировали сокращение бюджетов на капитальные вложения (развитие добычи, обустройство новых скважин) на 30 - 70%. В результате объем рынка нефтесервисных услуг сильно сократится, обострив конкуренцию и отрезав доступ к инвестициям.

Чужие здесь не бурят

Оценки перспектив снижения рынка нефтесервисных услуг различны. По мнению президента буровой компании «Евразия» Александра Богачева, оно достигнет 20 - 25%. Глава компании «Интегра» Феликс Любашевский ждет сокращения объема вдвое: по предварительным оценкам, если в 2008 году объем сервисного рынка (без капитального строительства и машиностроения) составил 13 - 15 млрд долларов, то в 2009­м он упадет до 7 - 8 млрд долларов. «В нефтяном машиностроении, думаю, будет не лучше, чем в сервисе», - отмечает президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин.

Объемы заказов сервисных услуг и нефтяного оборудования ужмутся за счет как крупных, так и малых/­средних добывающих предприятий, на которые приходилось порядка 15 - 20% объема заказов в денежном выражении. В 2009 году они просто заморозят свою деятельность, поскольку цена на нефть слишком низкая, а привлечь заемные средства им будет не под силу. Если только не найдут «стратега».

Выживут немногие. Дело в том, что в последние два года в России сложились великолепные условия для развития нефтесервисного бизнеса, динамика спроса на его услуги была выше динамики предложения: после 15­летнего затишья в условиях эскалации цен на нефть (с 50 до 150 долларов за баррель) компании всех размеров начали активно бурить. В таких условиях конкуренция между нефтесервисными компаниями практически отсутствовала.

Теперь спрос снизится, конкуренция вырастет. Хозяевами положения станут заказчики. Уже есть примеры, когда нефтяники, стараясь экономить на всем, отказываются от заключенных контрактов, а по исполненным не рассчитываются в срок. По словам участников рынка, все заказчики в одностороннем порядке требуют для перевода платежей не 30 - 45 дней, а 60 - 120. Так, отмечает гендиректор ООО «Югсон-­Сервис» (Тюмень, специализируется на разработке и производстве нефтепромыслового оборудования) Анатолий Киреев, ТНК­ВР (главный партнер компании) в одностороннем порядке перешел с 30­дневного на 90­дневный период расчетов. В результате деньги поставщик получит только через три месяца с момента отгрузки. «Мы и раньше работали без предоплаты с окончательным расчетом после 30 дней с момента поставки продукции, - рассказывает Анатолий Киреев. - Теперь же у меня на два месяца образуется пробел в оборотных средствах в 20 - 30 млн рублей. Компания будет просто без денег».

В неофициальных беседах сервисники жалуются, что нефтяники разрабатывают планы сокращения издержек за счет поставщиков оборудования, требуя в связи с падением цен на металл примерно на 20 - 30% снизить цены на оборудование. Так, по словам президента Лукойла Вагита Алекперова, компания разработала план оптимизации затрат в части сотрудничества с поставщиками, предполагающий частичную смену партнеров. Она потребовала от поставщиков снизить стоимость оборудования и сервисных услуг на 20% в связи с падением цен на металлы, на основе которых производится продукция. А тех поставщиков, с которыми не удастся договориться, занесут в черный список.

Отраслевые аналитики считают действия нефтяников логичными: снижая собственные затраты, они приводят цены своих партнеров в соответствие рыночным. Аналитик ИК «Атон» Артем Кончин поясняет: затраты нефтяных компаний на извлечение барреля нефти составляют 22 - 25 долларов, а капзатраты на то, чтобы достать их завтра, - лишь 6 долларов. Таким образом, чтобы работать в ноль, при существующей системе налогообложения цена на баррель должна быть не ниже 50 долларов. Минимизировать расходы пока что можно только снизив капзатраты, основу которых как раз составляет оборудование.

Однако поставщики категорически не согласны. По словам заместителя генерального директора компании «Мотовилихинские заводы» (Пермь) Александра Городецкого, цены падают на металл для строителей, для других каких­то направлений, но не на нефтяной сортамент.

Каждый третий лишний

Ужесточение требований со стороны потребителей, по мнению участников нефтесервисного рынка, может привести к существенному сокращению числа игроков. Сейчас, по данным Союза производителей нефтегазового оборудования, на рынке представлено порядка 300 компаний. По прогнозам Александра Романихина, если нефтяники продолжат давление на нефтесервис, в следующем году около 30% предприятий либо вообще закроются, либо вынуждены будут продать бизнес более сильным игрокам.

Меньше всего повезет малым предприятия нефтегазового машиностроения: нефтегазовое оборудование изготавливается по конкретному заказу, под конкретные условия. Завод берет для этого кредит.
И если заказчик отказывается от контракта, продать продукцию потом очень сложно. В результате масса компаний просто разорится.

В сфере нефтесервиса наиболее сильно пострадает сегмент геологоразведочного бурения. Государство выдает индульгенции по лицензионным соглашениям. И для бурения, где достаточно велики постоянные затраты и куда был направлен наибольший объем инвестиций, это самый болезненный удар. Сокращение должно отразиться и на технологических сервисах, которые связаны с бурением,- цементировании скважин, телеметрии.

Наиболее жизнеспособными среди малых компаний нефтесервиса и нефтемаша, полагает Анатолий Киреев, окажутся инновационные предприятия, некоторые инжиниринговые фирмы: «У этих компаний меньше издержек, они не имеют производственных мощностей, размещают и внедряют свои разработки на других предприятиях. Зато у них есть специалисты, разработки которых и продает компания».

В то же время кризисная ситуация и усиление конкуренции позволят укрепить позиции на рынке нефтегазового оборудования крупным частным компаниям, таким как «Римера» и «Интегра». «Процесс передела в сфере B2B явно ускорится. Уже в начале 2009 года многие малые компании могут перейти в холдинговые структуры. Они не исключают такой возможности», - отмечает Владимир Матиас.

Крупным нефтемашиностроительным и сервисным компаниям действительно остаться на плаву проще: они более гибкие, запас прочности у них выше. «Конечно, и они в следующем году сожмутся, проведут сокращение производства, - прогнозирует Александр Романихин. - Но цены на их продукцию не упадут ниже себестоимости. Они все равно смогут поддерживать цены и выполнять заказы». Так, по словам вице­президента группы «Интегра» Владимира Городилова, частично компенсировать потери российского рынка компания намерена за счет стран СНГ. Благодаря им она и сейчас спасается: в Украине, Туркмении, Казахстане нефтяники чувствуют себя значительно увереннее.

Правда, как отмечает ведущий аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров, крупные нефтесервисные компании имеют достаточно большую долговую нагрузку, лишних средств ни у кого из них нет. И если кризис будет затягиваться, то рентабельность их деятельности начнет падать. Поэтому если «крупняк» и будет приобретать мелкие компании, то скорее такая сделка будет не «поглощением», а «слиянием»: объединением капитала и сокращением штата.

Закрепиться на рынке в условиях кризиса смогут также госкорпорации. Все предпосылки для выхода на рынок нефтегазового оборудования есть у Рособоронэкспорта, который имеет сеть представительств за рубежом, в том числе в регионах нефтедобычи: Северной Африке, на Ближнем Востоке, Иране, Индии, Венесуэле. Кроме того, Рособоронэкспорт имеет представительства на основных предприятиях оборонно­промышленного комплекса, которые производят и нефтяное оборудование, в частности на Уралвагонзаводе (Свердловская область), «Мотовилихинских заводах» (Пермь), Уралтрансмаше (Екатеринбург), судостроительных верфях.

Аналитики не сомневаются, что в долгосрочном периоде спрос на сервисные услуги восстановится, потому что у всех нефтегазовых компаний есть масштабные проекты, которые необходимо будет реализовывать, хоть и с отсрочкой во времени. Другое дело, что если сегодня не вложиться в модернизацию и обновление производственного оборудования в нефтесервисе, то завтра отрасль потеряет конкурентоспособность по сравнению с западными операторами даже на внутреннем рынке.

Чтобы этого не произошло, убежден Александр Романихин, необходимо минимизировать последствия кризиса для нефтесервисных компаний: «Я вижу только один выход - государство, которое помогает нефтяным компаниям, вправе требовать от них использовать в разработке месторождений определенный процент отечественного оборудования». В связи с этим Союз производителей нефтегазового оборудования России предложил правительству РФ внести в лицензионные соглашения о недропользовании требования о техническом перевооружении нефтегазового комплекса на основе отечественной промышленной продукции. Это, по мнению участников союза, даст импульс развитию внутреннего рынка и одновременно снизит затраты на нефтегазодобычу.

Крупнейшие нефтесервисные компанииУрала и Западной Сибири

Компания
Местоположение
Холдинговая
принадлежность
Объем реализации в 2007 г., млн рублей
Объем реализации в 2006 г., млн рублей
Прирост, %
Чистая прибыль 2007, млн рублей
Славнефть-Мегионнефтегазгеология Тюменская НГК "Славнефть" 9 136,40 8 308,00 10 2 188,40
Аганнефтегазгеология Тюменская НК "РуссНефть" 7 512,50 4 829,10 55,6 2 581,20
Мегионское управление буровых работ Тюменская НГК "Славнефть" 6 910,80 4 488,40 54 0,3
Сервисная буровая компания Тюменская Газпром нефть 6 700,40 5 392,10 24,3 443,9
Ньюко Велл Сервис Тюменская Trican Well Service (Канада) 6 043,40 4 419,60 36,7 585,8
Сибкомплектмонтаж Тюменская   5 360,20 2 488,60 115,4 265,1
Интегра-Бурение Удмуртия ГК "Интегра" 4 277,70 Нет данных -841,2
Ямалстрой Тюменская   4 166,60 1 228,60 239,1 9,3
КАТКонефть Тюменская CAToil (Австрия) 4 094,10 4 651,90 -12 121,1
Черногорнефтесервис Тюменская ТНК-ВР 3 361,60 3 202,10 5 -13,3
Тюменьпромгеофизика Тюменская Schlumberger (Франция) 3 136,20 2 239,70 40 481
Башнефтегеофизика Башкирия   3 128,40 2 124,00 47,3 412,3
Катобьнефть Тюменская   3 109,30 2 012,70 54,5 220,7
Оренбургская буровая компания Оренбургская   2 992,00 1 357,40 120,4 402,9
Нижневартовскбурнефть Тюменская ТНК-ВР 2 786,50 2 240,30 24,4 37,2
Энергобаланс Свердловская   2 661,50 Нет данных 303,3
Белорусское управление по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин Тюменская   2 582,00 1 782,10 44,9 226,9
ТюменНИИгипрогаз Тюменская Газпром 2 451,60 1 783,10 37,5 318,9
БурКан Башкирия   2 251,90 1 894,20 18,9 92
Ямалгеофизика Тюменская ГК"Интегра" 2 225,20 2 064,70 7,8 87,2
Ермаковское предприятие по ремонту скважин Тюменская   2 220,60 1 511,70 46,9 17,7
Гипротюменнефтегаз Тюменская   2 184,80 1 220,50 79 349,1
Мегион-Сервис Тюменская НГК "Славнефть" 2 158,70 1 781,80 21,2 37,4
Тюменнефтегеофизика Тюменская ГК "Интегра" 2 152,70 1 748,30 23,1 -421,6
             
Источник: АЦ "Эксперт-Урал"