На танцполе есть свободные места

На танцполе есть свободные места

 Фото - Андрей Порубов
Прошедшие новогодние праздники стали временем напряженной работы для 57 ночных клубов Екатеринбурга: люди готовы были тратить на удовольствия любые деньги, и заведения этим пользовались. В ночь на 1 января цены на входные билеты выросли в несколько раз. К примеру, вдвое, до 1000 — 1500 рублей, как в Ra и «Истерику». Или в 15 раз, до 15 тыс. рублей, как в «Диван». При этом за две-­три недели до конца декабря во многих клубах уже не было свободных столиков. Высоки цены оказались и на обслуживание. Так, место за столом в Ra стоило 2750 рублей: эти деньги обещали по бутылке игристого вина и водки, мясное ассорти, фруктовую тарелку и ассорти канапе. В новогоднюю ночь каждый клуб предлагал эксклюзивную программу: «Диван» — шоу с говорящим названием «Голубой огонек», «Мастер и Маргарита» — шоу трансвеститов, на Pushkina 2 встречали «японский новый год».

Однако продолжительные новогодние каникулы показали: и ночные клубы столицы Урала, и их посетители не готовы к беспрерывному десятидневному веселью. В большинстве заведений гуляли 31 декабря, 1 и 2 января. 3 и 4 января многие были закрыты и продолжили работу лишь 5 и 6 января.

В декабре в Екатеринбурге открылся новый ночной клуб «Кристаль». По замыслу менеджмента, он должен относиться к премиум­-классу. Об элитной направленности заведения говорят позиции коктейльной карты (бутылка воды — 100 рублей), цена за вход (по субботам — свыше 500 рублей для мужчин), оформление интерьера (золоченая 16-метровая барная стойка, кроваво-­красные рельефные стены и черные хрустальные люстры). Ориентируется клуб на состоятельных бизнесменов 30 — 45 лет. «Таких людей в Екатеринбурге наберется с тысячу, — говорит арт­директор «Кристаль» Юрий Пелин. — И у нас они смогут подтвердить принадлежность к этому слою».

Открытие «Кристаль» формально означает начало заполнения сегмента элитных ночных клубов. Характерно, что клуб невелик по площади и вместимости: на 250 кв. метрах всего 76 посадочных мест. Это отражает еще одну тенденцию — городу не нужны масштабные заведения. Потребность в них удовлетворена несколькими крупными ночными клубами и дискотеками в развлекательных центрах. Екатеринбуржцы жаждут отдыха в камерной обстановке.

Ненужная роскошь

В Екатеринбурге с населением 1,3 млн человек с конца 2001 года удачно работал только один клуб премиум-­класса — «Диван». Эта небольшая точка (в зале 14 диванов) принадлежит компании «Малахит», крупнейшей в городе сети заведений отдыха и развлечений. Вход — 1 тыс. рублей в выходные, 800 — в среду и четверг. «“Диван” постоянно заполнен, чтобы туда попасть, нужно записываться за две недели», — говорит генеральный директор «Малахита» Анна Кузнецова. Секрет популярности она формулирует так: недостаточно купить дорогую мебель, посуду, поставить вышколенных официантов, должен быть симбиоз с тем, что происходит внутри, оригинальное наполнение. В «Диване» устраивают транс­шоу.

Участники рынка считают, что «Кристаль» не будет конкурентом «Дивану»: аудитория и развлекательные программы клубов коренным образом отличаются, к тому же сегмент элитных заведений далек от заполнения. Директор екатеринбургской управляющей компании Fun Management, в ведомстве которой ночные клубы Ra и Vbar, ресторанпивоварня Keeer, кофейня Rio de и стриптизбар The Library, Александр Житомирский считает, что «Диван» — это такое «дежурное место, куда люди ходят автоматически. Он существует достаточно давно, чтобы не потерять своих посетителей ни при каких обстоятельствах».

Премиум-класс на рынке в последние годы был представлен не только «Диваном». Время от времени появлялись различные проекты, которые вскоре закрывались или переориентировались на менее денежную аудиторию. Яркий пример — ночной клуб «Горки» (вместимость около 400 человек), открытый в декабре 2002 года генеральным директором концерна «Калина» Тимуром Горяевым. Название предполагало аналогию с закрытыми правительственными комплексами: «Горки 2», «Горки 6», «Горки 9». Публика ожидалась соответствующая — политическая и бизнесэлита. Клубная карта стоила 100 долларов. Но заведению не суждено было работать долго. Осенью 2004 года «Горки» выставили на продажу. Видимо, реальной потребности рынка в заведениях подобного класса на тот момент не было. Есть и другое мнение: проблема в менеджменте.

Управление — одна из основных бед многих ночных клубов Екатеринбурга. «На 95% рынок слаб изза отсутствия качественного менеджмента, — считает Александр Житомирский. — В первую очередь это касается управляющих клубами. От них в большей степени зависит уровень работы остального менеджмента. Поскольку его нет — нет и развития. Но управляющие еще не выросли. Вырасти они должны за счет спроса. Серьезный экономический спрос появился лишь полтора­два года назад. Некоторые уже готовы платить хорошему управляющему 100 — 150 тыс. рублей в месяц, но таких менеджеров на рынке пока не хватает».

Главная причина неудач клубов премиум­класса в городе — особенность местной состоятельной публики. Арт-директор развлекательного центра «Водолей» и ночного клуба «Сети» Павел Кучик: «Элита Екатеринбурга некоторое время назад перестала отдыхать. Поэтому такие клубы строить не для кого. Люди, обладающие большими деньгами, считают, что в этом городе нет смысла светиться. Лучше слетать отдохнуть в Москву одиндва раза в месяц».

Всеядность и закрытость

Небольшие ночные клубы среднего и эконом­класса в Екатеринбурге несравнимо более востребованы. Ежегодно открывается около пяти клубов, закрывается примерно столько же. Одна из причин «текучки» — большое число бизнесменов, желающих попробовать силы в этой сфере, но не знающих ее тонкостей.

Крупные развлекательные заведения — чаще всего дискотеки: площадь велика, набор услуг минимален (танцпол и бар). От клубов их отличает всеядность. Дискотеки рассчитаны на самых разных посетителей, а в клубы попадают не все желающие, само это понятие предполагает некую закрытость. На входе в клуб стоит специально обученный человек, нечто среднее между охранником и дворецким. Его функции — фэйс-контроль и отслеживание дресс-­кода. На дискотеках фэйсконтроль играет скорее номинальную роль. В пример приведем одно из старейших ночных увеселительных заведений Екатеринбурга «Эльдорадо» (работает уже 13 лет). Место более чем демократичное: вход — в среднем 100 рублей. Всеядность — качество, которое распространяется и на музыкальную политику дискотек. В них звучит в основном поп­музыка, тогда как в клубах представлена довольно широкая палитра от различных направлений электронной музыки (хаус, техно) до рока.

Классифицировать ночные развлекательные заведения по определенным критериям (стоимости входного билета и алкоголя в баре, музыкальной политике и спектру предоставляемых услуг, площади и времени работы) не представляется возможным. К примеру, цена за вход может составлять 500 рублей в пятницу и 250 рублей — в среду или четверг. Неким показателем служит фиксированная цена на билет в главный клубный день, субботу.

К числу заведений низкого класса можно отнести те, стоимость входа в которые не превышает 200 рублей: «Карабас», «Зебра», «Жемчужина», «Мастер и Маргарита», Azart, «Империя страсти», «Табакерка», Vogue. Средний уровень обещает вход от 200 до 400 рублей: это DaBar, «Сети», Pushkina 2, «Атмосфера», B52, PlayNet. Заведения сегмента выше среднего (400 — 500 рублей) — «Подвал», «Истерика», Ra. Если следовать этим расчетам, то можно сказать, что большая часть подобных объектов Екатеринбурга — среднего класса. В Москве такую классификацию провести было бы невозможно: в значительную часть клубов там вход бесплатный. Конкуренция в столице гораздо острее, чем в Екатеринбурге. К тому же московские бизнесмены считают, что наибольшую прибыль (80%) приносит доход от продажи выпивки в баре. По оценкам игроков, в Екатеринбурге в среднем за одно посещение заведения низкого класса клиент тратит порядка 200 — 500 рублей, среднего — от 600 до 900 рублей, а премиум — более 1500 — 3000 рублей (включая стоимость входного билета).

Значительная часть из перечисленных клубов открылась в Екатеринбурге в последние два-­три года. Подавляющее большинство невелико по площади, менее 500 кв. метров: Azart, Pushkina 2, Vogue, B52, DaBar, PlayNet, «Сети», Fruit. Впечатляет только площадь «Табакерки» — 2 тыс. кв. метров. По мнению участников рынка, открытие небольших клубов оправдано как экономически, так и конъюнктурно. Во­первых, в Екатеринбурге трудно найти просторное помещение. Во­вторых, если оно найдено, возникает проблема с наполнением: забивать клуб под завязку можно лишь при максимально демократичной политике и музыкальном формате, а также масштабной рекламной поддержке. Даже при наличии всех этих составляющих нет гарантии, что спрос будет. «Открытие ночного клуба — всегда лотерея», — говорит директор клуба «Табакерка» Борис Черданцев. Поэтому появление большого количества компактных клубов не случайно. Платежеспособная часть населения 25 — 35 лет заметно перетекает из ночных клубов в пабы — Rosy Jane и Gordon`s. По мнению Константина Панова, управляющего клубами Ra и Vbar, это происходит потому, что половина клиентов просто устала ходить в одни и те же заведения и ищет новые формы ночного отдыха. Пабы оказались очень подходящей заменой.

Между актуальностью и прибыльностью

Ночные клубы города можно подразделить на актуальные (со сроком жизни менее двух лет) и старожилов (работающих более трех лет). К последним относятся «Карабас», «Золотой скорпион», «Истерика», «Диван».

Средний срок активной жизни ночного клуба — три года. За этот период заведение проходит три фазы: расцвет, выход на пик известности, закат популярности. На каждую — по году. Далее перед менеджментом встает дилемма: продолжать работать по накатанной или переформатировать клуб — поменять концепцию, интерьер, программу, название. Содержание ночных развлекательных заведений в Екатеринбурге — прибыльный бизнес: рентабельность грамотно организованного заведения может достигать 40%.

А потому большая часть клубов, перешагнувших трехлетнюю годовщину, продолжает работать.

Ключевой фактор успеха — некоммерческое понятие атмосферы клуба. «Это неповторимое сочетание музыки, ассортимента напитков, еды, уровня обслуживания, позволяющее гостю чувствовать себя комфортно», — считает Анна Кузнецова. «Главная составляющая атмосферы — это в меньшей степени музыка и в большей тусовка, — полагает Константин Панов. — Как правило, после двухтрех лет работы клуб теряет атмосферу, а публика устает от заведения».

Значительная часть ночных клубов города работает лишь в самый доходный период недели — пятницу и субботу.

В кассе большого клуба (более 500 кв. метров) под утро воскресенья может быть 300 — 400, а порой и 500 тыс. рублей. В понедельник в некоторых клубах проводятся вечеринки для работников ночной развлекательной сферы. Вторник и среда — «мертвые» дни. Заполняться на треть­половину клубы начинают в четверг. Практика эксплуатации заведения в течение всей недели есть не у всех. В клубе «Сети» (относится к РЦ «Водолей»), к примеру, в разные дни проводятся отличные друг от друга тематические вечеринки. Павел Кучик: «В будние дни заполнить клуб на 100% нереально. Но если за вход платит хотя бы 100 человек, уже хорошо. Вложенные деньги должны постоянно отбиваться: даже если клуб не работает, за аренду и электроэнергию все равно приходится платить». Утром жизнь большинства ночных заведений останавливается. В части зданий в дневное время работает кафе. Есть и необычная практика: помещение «Карабаса», например, эксплуатируется как выставочный комплекс.

Сарафанное радио — двигатель бизнеса

Екатеринбург — не туристическая мекка. А потому круг клиентов ночных развлекательных заведений ограничен горожанами и немногочисленными гостями города. Активных посетителей клубов, тех, кто ходит в них каждую неделю, несколько тысяч. За них и разворачивается конкурентная борьба. Кроме размещения прямой рекламы клубы занимаются распространением флаеров, уличной расклейкой афиш, адресной рассылкой приглашений, продажей или дарением клубных карт, приглашают поп­звезд и известных диджеев. Но самое эффективное средство рекламы для ночных клубов — сарафанное радио. «Собрать в Екатеринбурге народ на ту или иную вечеринку очень просто: нужно позвонить десяти человекам, варящимся в этой среде, и сказать, что такогото числа будет тото, соберите, пожалуйста, людей», — рассказывает Павел Кучик.

Как говорят представители клубного бизнеса, значительное преимущество одного клуба перед другим составляет удачно найденная «фишка». Уже упоминавшийся «Диван» ставит транс­шоу. «Сети» гордятся расслабляюще-позитивным чиллаутом (клубный термин chillout — место для отдыха). «Табакерка» — индустриальным стилем в отделке помещения и подвешенным к потолку «Запорожцем». Одни клубы предлагают банальный стриптиз, другие необычные дефиле и кинопоказы.

Благодаря «фишкам» ночным клубам удается сохранять постоянный круг посетителей. С клиентурой дискотек в развлекательных центрах он пересекается нечасто, исключения составляют массовые и демократичные «Эльдорадо» и «Карабас». Давно и успешно работают в Екатеринбурге развлекательные центры «Водолей» и «Луна 2000», более молоды «Антей» и «Метрополия».
Дискотеки в развлекательных центрах сегодня как раз и восполняют потребность горожан в крупных ночных клубах «для всех». И масштабные заведения будут прирастать за счет таких центров. Единодушное мнение участников рынка: большие по площади и демократичные по аудитории ночные клубы городу не нужны. Хватает «Карабаса», «Табакерки», «Эльдорадо» и нескольких площадок в развлекательных центрах. «Работать нужно не на всех. Тут тебе и бандиты, и коммерсанты, и студенты. Ничем хорошим это закончиться не может. Нужно выбирать один определенный пласт», — считает Павел Кучик. «Будущее за маленькими клубами, местами, где может собраться платежеспособная аудитория, компания из 30 — 70 человек», — уверен Константин Панов. Сужаться будет как пространство, так и тематическая направленность заведений.

Дополнительный материал к статье

Павел КучикПавел Кучик, арт­директор РЦ «Водолей» и ночного клуба «Сети»:
— Мы рисковали, когда принимали решение проводить тематические вечеринки всю неделю. Но год работы клуба показал: риск оправдан. «Сети» окупились примерно уже через шесть месяцев после открытия. А сегодня уже многие клубы Екатеринбурга проводят разноплановые вечеринки с продажей входных билетов в течение всей недели.

 

Борис Черданцев,  директор ночного клуба «Табакерка»:
— Екатеринбургу не хватает клуба для сексменьшинств. Он все равно появится, вне зависимости от того, нравится это комуто или нет. Просто пока в городе нет человека, который бы продвинул в массы идею необходимости такого заведения.

 

Время обывателей

Директор музыкального магазина «10 & 12», в прошлом директор ночного клуба Денис Плотников недоволен развитием клубного бизнеса

— Денис, в чем особенность ночных клубов Екатеринбурга?

— Ночные клубы — значительная часть музыкальной культуры. В Екатеринбурге они имеют к музыке минимальное отношение. Время от времени в город приезжают музыканты. Но площадки, на которых они выступают, мало что представляют собой как концептуальные заведения. Я хотел бы привозить в Екатеринбург интересных людей, но когда владельцам клубов называешь их имена, некоторые смотрят с непониманием, недоверием. В клубах нет главного — новизны. Несколько лет назад появлялись новые музыкальные явления. Вначале их воспринимала авангардная часть публики. За ней со временем подтягивались остальные. Сейчас такого нет. Пришло время обывателей. В клубах не происходит ничего интересного. У приходящих туда одинаковая одежда, они слушают одинаковую музыку.

— В какую сторону станет двигаться рынок?

— Большего разнообразия. Будут проводиться вечеринки, которые сегодня кажутся совершенно абсурдными. Например, для непьющих, для некурящих. Число потребителей клубной культуры будет увеличиваться. Раньше, открываясь, клуб себя более четко позиционировал. Сейчас все ориентируются на средний класс, потому что он приносит основной доход. Все упростилось. И парни, которые одеваются на рынке «Таганский ряд», стали типичными представителями клубной культуры. New kind of clubbers. Пару­тройку лет назад таких не пускали на порог приличных заведений.

Интервью взял Сергей Суворов