Углубиться в рынок
Американская нефтесервисная компания Baker Hughes намерена стать одним из крупнейших в России производителей кабеля для ТЭК. Успех амбициозного проекта будет во многом зависеть от увеличения доли компании на рынке услуг для нефтяников.В конце января Baker Hughes (BH) запустила первую очередь Тюменского завода нефтепромыслового оборудования мощностью 4 тыс. км нефтепогружного кабеля в год (для электрических скважинных центробежных насосов). Раньше компания выпускала кабель только на заводе в Оклахоме (его возможности — около 10 тыс. км в год). Первое промышленное производство BH в России разместилось на одной из старых промплощадок завода «Тюменские моторостроители» (по соседству с цехами основного конкурента BH на мировом рынке нефтесервисных услуг — Шлюмберже), поэтому на его организацию американской компании потребовалось всего два года и 2 млрд рублей (все инвестиции — собственные средства компании). Помимо кабельного производства здесь во второй половине 2014 года планируется создать тренинговый центр, где будут готовить квалифицированные кадры для предприятий BH в России и странах Каспийского региона — Казахстане, Туркменистане, Азербайджане (прежде учебные площадки компании располагались только в США и ОАЭ). В планах — увеличить выпуск продукции в Тюмени в два раза, запустив вторую очередь стоимостью 1 млрд рублей, и занять четверть российского рынка.
Поджать затраты
Оборудование нового завода позволяет производить две разновидности нефтепогружного кабеля сечением от 10 до 25 мм: в пластиковой оболочке (способен выдерживать температуры до 150 градусов) и освинцованного (до 230 градусов). Последний — предмет отдельной гордости. «Для изоляции будет использоваться особый состав резины, в основе которого — уникальная смесь DL90 с высокими изоляционными качествами, обеспечивающая большую продолжительность использования кабеля в работе нефтяных скважин. Формула смеси DL90 выведена Baker Hughes и охраняется патентом. В настоящий момент смесь производится только в США, однако в будущем ее выпуск может быть организован и в России», — отметил директор завода Николай Красноруцкий.Baker Hughes считает Тюмень оптимальным местом для размещения такого производства: в России находится две трети мирового объема скважин, оборудованных установками электроцентробежных насосов, и значительная их доля расположена именно в Западной Сибири.
Тюменский завод позволит существенно сократить транспортные расходы и сроки поставки продукции российским клиентам BH. Как заявлял ранее заместитель директора департамента механизированной добычи BH по региону Россия-Каспий Алексей Широков, недостатком импорта кабеля из США были высокие накладные расходы (около 30% от заводской себестоимости, включая пошлину на ввоз кабельной продукции в Россию) плюс срок морской транспортировки из США (до двух месяцев). Тюменская область удобно расположена и по отношению к потребителям продукции (нефтесервисным компаниям), и по отношению к поставщикам сырья и материалов, необходимых для производства (в первую очередь медной проволоки, а также свинца и олова для покрытия). Это должно позволить компании предлагать высококачественный кабель по конкурентоспособной цене и быстрее реагировать на меняющиеся требования заказчиков.
Выбрать стратегию
По словам президента Baker Hughes по региону Россия-Каспий Аласдэра Шиаха, задача нового завода — обеспечить спрос на сервисное оборудование нефтяных компаний, работающих в регионе, сократив поставки по импорту. В будущем планируется расширить границы поставок за пределы России.Правительство Тюменской области, предоставившее новому производству налоговые льготы, поддерживает планы американских инвесторов:
— С конца 90-х вплоть до 2008 — 2009 годов рынок нефтесервисных услуг в России менял структуру и рос. Затем произошло некоторое падение. Сейчас наметились новые перспективы роста в связи с выходом добычи углеводородов в новые регионы. Потому и перспективы для нового производства открываются очень хорошие, тем более что потребитель теперь находится, по нашим меркам, совсем рядом. Надеемся, что в ближайшее время будут реализованы планы по вводу второй очереди завода аналогичной мощности и переносу части компетенций компании в наш регион, как это обсуждалось с ее президентом. Также мы сделали предложение по созданию в Тюмени на базе этого производства инновационного центра. Опыт таких проектов, а значит, шансы для его реализации в Тюмени, у компании есть, — пояснил заместитель губернатора Тюменской области Вадим Шумков.
Для ВН появление завода в России — скорее, необходимость: с 2009 года российские нефтяники ведут дело к снижению цены нефтесервисных услуг и увеличению сроков оплаты. Поэтому крупные игроки этого рынка стремятся всеми возможными способами снизить себестоимость своих работ.
По прогнозам участников кабельного рынка, тюменский завод может окупиться не раньше 4 — 6 лет после выхода на полную мощность. Проект весьма амбициозен: общая потребность в нефтепогружном кабеле в России оценивается примерно в 50 — 55 тыс. км в год (около трети приходится на освинцованный). То есть ВН намерена увеличить свою долю на рынке примерно до 15%.
Успех проекта во многом будет зависеть от того, на выпуске какой разновидности кабеля завод сосредоточится и насколько гибко сможет подстраиваться под клиента. Проблем со сбытом продукции первой очереди возникнуть не должно — она направлена на обеспечение главным образом собственных потребностей ВН в рамках оказания сервисных услуг нефтедобывающим компаниям в России. Вывод на проектную мощность второй очереди завода пока под вопросом.
Как пояснили в НП «Подольсккабель», в России наблюдается перепроизводство нефтепогружного кабеля, выдерживающего температуры в 140 — 150 градусов, в сегменте уже работает около десятка производителей и появление нового крупного игрока маловероятно. Из-за высокой конкуренции рентабельность изделия в этом секторе крайне низкая — в пределах 3%.
Привлекательнее выглядит ориентация новых мощностей на выпуск освинцованного высокотемпературного кабеля. «Потребность в нем увеличивается с каждым годом: он весьма термостоек, а условия добычи углеводородов становятся все сложнее и агрессивнее — и по температуре, и по давлению», — отмечает заместитель директора по планированию и обеспечению производства Тюменского завода нефтепромыслового оборудования Наиль Музафаров.
До последнего времени единственным производителем этого кабеля в России и крупнейшим игроком на внутреннем рынке являлся Курганский кабельный завод (входит в нефтесервисную ГК «Борец», в 2013 году отгрузил внутри холдинга и внешним потребителям почти 6 тыс. км). Сегодня возможности для выпуска освинцованного кабеля для нефтянки есть и у таких крупных производителей, как «Камский кабель» (Пермский край) и «Росскат» (Самарская область). С ними в перспективе и может развернуться борьба BH, если не удастся потеснить импортеров (на рынке присутствуют представители всех зарубежных поставщиков). Но, как отмечают курганские кабельщики, уже в конце 2013 года наметилась тенденция к снижению потребления освинцованных кабелей. Если она укрепится, основной возможностью для расширения производства на заводе в Тюмени будет увеличение доли ВН на нефтесервисном рынке страны. Конкурировать по цене вряд ли получится — материалы в себестоимости освинцованного кабеля составляют около 80%, и основная их часть — металл.
Baker Hughes — третья по величине нефтесервисная компания в мире после Schlumberger и Halliburton, разработчик месторождений и производитель бурового оборудования. Штаб-квартира в Хьюстоне. Работает более чем в 90 странах мира, в штате — свыше 55 тыс. сотрудников. В России присутствует в 17 городах, штат — 3 тыс. человек. Занимает лидирующие позиции по инвестированию в исследовательские проекты и разработки, ежегодно выделяя на эти цели более 400 млн долларов. Годовой оборот компании — более 11,8 млрд долларов.