Урановый остров стабильности
Если нарисовать топографическую карту экономического развития Урала с начала кризиса по нынешний день, то на темном фоне спада обнаружатся всего несколько точек роста. Одна из самых ярких - Новоуральск. Здесь, в 60 км от Екатеринбурга, расположен комплекс наиболее передовых производств ядерной энергетической индустрии страны - Уральский электрохимический комбинат.Для начала краткий курс ликбеза. Практически все активы атомного энергопромышленного комплекса (АЭПК) страны сконцентрированы в ОАО «Атомэнергопром», которое наряду с ядерным оружейным комплексом входит в состав Госкорпорации «Росатом». АЭПК включает следующие основные сегменты: производство электроэнергии на АЭС, проектирование и строительство станций, атомное машиностроение, научную школу (исследовательские институты и КБ), а также ядерный топливный цикл (от добычи урановой руды до производства топлива для реакторов АЭС и атомного флота). На Урале атомная отрасль в основном представлена предприятиями ядерного топливного цикла и оружейного комплекса. Причины этого исторические: именно в нашем регионе в конце 40-х годов были заложены мощности по обогащению урана и производству плутония. Плутоний для первой атомной бомбы сделан на комбинате ПО «Маяк» (Озерск, Челябинская область), а уран для первого комбинированного ураново-плутониевого заряда, испытанного в 51-м году, наработан на Уральском электрохимическом комбинате (УЭХК).
УЭХК по уровню используемых технологий сопоставим с ведущими предприятиями ВПК, по масштабам - с промышленными флагманами региона, такими как ВСМПО-Ависма, Уралвагонзавод, НТМК. Но информация о комбинате для широкой публики всегда была очень ограничена. В 2008 году в ходе реформы УЭХК (в то время ФГУП) был акционирован и, как все остальные предприятия по обогащению урана, вошел в состав ОАО «Атомэнергопром», став его дочерним предприятием.
Руководство УЭХК впервые согласилось рассказать «Эксперт-Уралу» о том, как развиваются комбинат и город, как отразятся на предприятии реформы в атомпроме.
Ключ к ядерной технологии
Чтобы объяснить особое место комбината во всем цикле производства ядерного топлива, придется сказать несколько слов о технологии. Добыть урановую руду, перевести в закись-окись, затем переработать в гексафторид (чтобы далее работать с ураном в газообразном состоянии: газ можно разделять используемым в России центрифужным методом) технологически относительно несложно. Самое интересное - дальше.
В природном уране не осуществима самоподдерживающаяся цепная ядерная реакция, поскольку он на 99,25% состоит из U-238. Нужными для этого свойствами обладает изотоп U-235 (если кто забыл: 235 - это атомная масса). Но его содержание в природном уране - всего 0,7%.
А для использования в качестве топлива на ядерной станции требуется минимум несколько процентов, для компактных реакторов атомного флота - несколько десятков процентов, для атомной бомбы - не менее 75%. Разделение (обогащение смеси путем повышения содержания U-235) отличающихся по массе всего на один процент изотопных фракций и есть технологически самый сложный этап в цикле производства ядерного топлива, по сути ключ к ядерной технологии. Собственно именно из-за чрезвычайной сложности этого процесса сегодня, спустя 70 лет после открытия цепной ядерной реакции, не так много стран имеют ядерное оружие. Так вот практически половина российских мощностей по обогащению урана приходится на УЭХК. (Вторая половина - на три другие предприятия по обогащению урана, расположенные в Сибири: АЭХК в Ангарске Иркутской области, СХК в Северске Томской области и ПО «ЭХЗ» в Зеленогорске Красноярского края.)
Обогатительных предприятий в мире хватает. Особенность УЭХК (кроме того, что он крупнейший) заключается в центробежной технологии разделения - самой экономичной в мире. Два из трех основных конкурентов России на мировом рынке услуг по обогащению урана, французская Areva (частично) и американская USEC (полностью), до сих пор используют чрезвычайно энергозатратную газодиффузионную технологию. Центробежной технологией совместно владеют европейские компании Urenco и Areva, но только последнее поколение их центрифуг может конкурировать с российскими по энергопотреблению.
- Дело в том, что на протяжении нескольких десятков лет технологии изотопного обогащения урана в СССР и странах НАТО развивались абсолютно изолированно, хотя все начинали с газодиффузионной, - объясняет генеральный директор ОАО «УЭХК» Александр Куркин. - Из публикаций косвенных данных было известно, какая промышленная технология используется Западом. А они о нашей узнали лишь в начале 90-х, когда в рамках контроля за процессом разоружения обе страны частично раскрыли информацию. Тогда и выяснилось, что мы обладаем значительно более производительным и экономичным процессом. Ликвидировать этот разрыв западные компании не смогли до сих пор.
Другим важным преимуществом УЭХК стала способность поставлять обогащенный уран по западным стандартам. Еще в 70-е годы, когда СССР заявил о готовности предоставлять услуги обогащения странам Северо-атлантического блока, именно на УЭХК в рамках программы «Челнок» была реализована технология перевода потребляемого российскими клиентами твердого гексафторида урана в жидкий с соблюдением всех западных требований по гомогенности и содержанию примесей.
Позже сочетание гибкости технологии и знания требований заказчиков позволили УЭХК стать участником проекта ВОУ-НОУ - российско-американского межправительственного соглашения о поставках в США низкообогащенного урана (НОУ), получаемого из высокообогащенного (ВОУ), извлекаемого при демонтаже ядерных боеголовок. Эта работа экономически поддержала и предприятие, и Россию в целом.
СССР к моменту распада страны накопил около 1200 тонн ВОУ, а США - 1000. Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений предусматривал существенное сокращение количества ядерных боеголовок, его следствием стала программа сокращения запасов ВОУ каждой из сторон на 500 тонн. США предложили перерабатывать российский ВОУ в энергетический НОУ на мощностях американских компаний AS и NFS с последующей продажей на американском рынке. Однако выяснилось, что Штаты не имели на тот момент отработанной технологии, в то время как УЭХК был в состоянии делать это хоть сейчас и с намного меньшими затратами. В итоге УЭХК модифицировал технологию в части повышения объема переработки, производительности, обеспечения качества товарного продукта и в 1993 году начал переработку ВОУ в НОУ. Позднее к нему присоединились три других российских предприятия по обогащению урана.
К 2009 году, по данным ОАО «Техснабэкспорт» (дочерней компании ОАО «Атомэнергопром», крупнейшего экспортера российских товаров и услуг ядерного топливного цикла на мировом рынке, на долю которого приходится значительная часть всего внешнеторгового оборота российской атомной отрасли), из предусмотренных 500 тонн российского ВОУ переработано свыше 350 тонн. Договор закончится в 2013 году.
Переоценить важность этого соглашения, поддержавшего российские предприятия по обогащению урана в 90-е годы сложно.
- Распределение заказа ВОУ-НОУ по предприятиям шло пропорционально установленным мощностям и позволяло получать гарантированную выручку, в то время как другие потребители продукции рассчитывались очень плохо, задержки доходили до двух лет, - рассказывает Александр Куркин. - Во многом благодаря ВОУ-НОУ мы получили определенную загрузку мощностей и сумели устоять в то время. Хотя если бы мы производили для США в те годы такое же количество обогащенного урана на коммерческой основе, экономический эффект для разделительных предприятий и страны был бы выше. Понимая это, Госкорпорация «Росатом» и ее руководитель Сергей Кириенко приложили большие усилия для установления новых отношений между Россией и США в сфере использования атомной энергии.
В результате в начале 2009 года механизмы ценообразования, установленные в контракте по соглашению ВОУ-НОУ, были изменены в пользу Российской Федерации.
Так вкратце выглядит ретроспектива работы УЭХК. А теперь перейдем к дню сегодняшнему и ближайшим перспективам.
Реформа
- До недавнего времени УЭХК включал помимо основного производства по обогащению урана вспомогательные: электрохимическое, приборный завод, заводы газовых центрифуг, автомобильных катализаторов, научно-конструкторский центр и ряд других активов, - продолжает Александр Куркин. - Концентрация такого количества различных производств обусловлена историческими причинами.
Стремительное внедрение и развитие в конце 40-х - 50-е абсолютно новой неотработанной сложнейшей промышленной диффузионной технологии разделения требовало высокотехнологичных обеспечивающих производств и очень высокой квалификации кадров. Специалисты доучивались непосредственно на комбинате, шло развитие технологии, постоянная модернизация оборудования. Затем был совершен революционный переход на центрифужную технологию. Но и она постоянно совершенствуется - и снова оборудование подвергается очередной модернизации. Последние два поколения газовых центрифуг (основное оборудование для обогащения урана) разработаны и поставлены на серийное производство специалистами научно-конструкторских подразделений УЭХК. Созданный здесь завод газовых центрифуг освоил серийный выпуск машин восьмого поколения и участвует в изготовлении опытных машин перспективного девятого. Вы представьте, сейчас на комбинате одновременно работает несколько разделительных модулей из сотен тысяч газовых центрифуг, в том числе последнего восьмого поколения.
Еще одно производство - электрохимическое - возникло еще в 50-е годы в связи с необходимостью разработки и производства высокоэффективных фильтров для развивающейся промышленности разделения изотопов урана диффузионным методом. Позднее, в связи с переходом на центрифужную технологию, стало возможно высвобождение специалистов и части мощностей порошковой металлургии для создания опытного производства электрохимических генераторов (чрезвычайно долговечных источников питания, преобразующих химическую энергию взаимодействия водорода и кислорода в электрическую. - Ред.) и никель-водородных аккумуляторов для космоса. Именно на этом производстве с использованием нанотехнологий произведены генераторы «Волна» для советской лунной программы и «Фотон» для космического челнока «Буран». Здесь разработаны опытный образец автомобильного двигателя на водородном топливе (см. «Водородный туман», «Э-У» № 31-32 от 18.08.08), аккумуляторы для коммуникационного спутника «Ямал-100» и семейства спутников системы спасения «Стерх».
В начале 90-х в рамках конверсионной программы комбинат запустил еще и производство автомобильных каталитических нейтрализаторов по лицензии американской компании Engelgard. До кризиса оно покрывало 35% потребностей российского автопрома. В результате на базе комбината функционировало большое количество подразделений различного профиля. И для повышения эффективности всего комплекса решено было развести их по разным бизнес-единицам. Разделительное производство ОАО «УЭХК» войдет в конце 2009 года наряду с тремя сибирскими предприятиями в состав ОАО «Объединенная компания "Разделительно-сублиматный комплекс"». Бывшие подразделения непрофильной сферы УЭХК ООО «Уралприбор», ООО «Уральский завод газовых центрифуг» и ООО «Новоуральский научно-конструкторский центр» - в состав ОАО Инжиниринговый центр «Русская газовая центрифуга». Оба новых ОАО будут дочерними компаниями «Атомэнергопрома». - Главная цель реформы - чтобы каждый занимался своим делом в границах своих компетенций и ответственности, - говорит Александр Куркин. Таким образом, от минсредмашевского принципа «все для себя делаем сами» АЭПК переходит к оптимальной структуре управления, причем производственные мощности, научно-исследовательский и проектный блоки в Новоуральске после преобразования не только сохранятся, но и получат импульс к развитию. Сложнее ситуация с другими активами и социальной сферой.
Моногород без кризиса
Еще в 90-е жители Екатеринбурга по-черному завидовали новоуральцам: те за колючей проволокой не чувствовали ни дефицита, ни инфляции.
На ФГУП работало свыше половины экономически активного населения 94-тысячного Новоуральска. Экономика УЭХК в тот период позволяла индексировать заработную плату работникам комбината. На балансе предприятия помимо профильных активов значились основные объекты социальной сферы, торговая сеть, многое другое, в том числе агрофирма.
- Когда производственные и торговые цепочки, система социального обеспечения разрушались, руководство комбината приняло беспрецедентные меры для выживания коллектива и города, - вспоминает Александр Куркин. - Лишившиеся внешних заказов вспомогательные производства начали работать на нужды комбината, вытесняя сторонних исполнителей. Была создана закрытая торговая сеть, получил дополнительное развитие отдел дошкольных образовательных учреждений. Сегодня у нас продолжается строительство жилья для работников предприятия, за последние шесть лет количество очередников сократилось с трех тысяч до 400 человек. Мы имеем прекрасный обновленный дом культуры, отремонтированные, оснащенные современным оборудованием, лицензированные, аттестованные и аккредитованные лечебно-профилактические и детские дошкольные учреждения. В детских садиках, например, созданы специальные группы для детей с ослабленными функциями сердца, легких, нарушениями речи, слуха, зрения, дефектами развития. Причем они полностью укомплектованы: в них трудится около тысячи человек. Понятно, что ресурсов муниципалитета и области не хватит для того, чтобы подхватить переданные им объекты соцсферы и платить нормальную зарплату воспитателям, поэтому процесс будет идти постепенно.
На наш взгляд, избавиться от социальной сферы в обозримой перспективе комбинат не сможет. Даже несмотря на то, что казна Новоуральска благодаря дотациям федерации (в этом году, по словам Куркина, порядка 400 млн рублей) сопоставима с казной в полтора раза более крупного по численности населения Первоуральска, сокращение бюджетов всех уровней неизбежно докатится и до ЗАТО. И в период экономического спада комбинат и его дочерние предприятия остаются гарантом стабильности в городе.
- Зарплату мы не снижали, сокращений не проводили и не планируем, - делится Александр Куркин. - Средняя зарплата на комбинате сегодня выше, чем в Екатеринбурге. А в плане кадров стало проще: многие горожане работали в областном центре, он всего в 60 км, в свое время из-за этого мы потеряли часть квалифицированных станочников, программистов. Но с началом кризиса люди стали возвращаться.
Долгосрочные перспективы мирового рынка услуг обогащения урана достаточно стабильны, считает глава УЭХК:
- Атомная энергетика в определенном смысле переживает ренессанс. Две глобальные катастрофы на атомных электростанциях, в Чернобыле (Украина) и Три Майл Айлэнде (США), уже не так будоражат умы людей. Не потому, что про них забыли, а потому, что получили должное развитие технологии обеспечения безопасности, на которые были брошены усилия лучших специалистов всего мира. И строительство новых безопасных экологически чистых атомных энергоблоков в России и во всем мире позволяет нам рассчитывать на стабильный сбыт нашей продукции.
По данным МАГАТЭ, сегодня в мире работает 439 реакторов АЭС, еще 35 находятся в стадии строительства. За счет продления сроков эксплуатации действующих блоков и ввода новых их суммарная мощность в ближайшие 20 лет вырастет на 60%. На мировом рынке услуг обогащения ОАО «Атомэнергопром» занимает 40%, в том числе почти половину рынка США. И даже если программа ВОУ-НОУ не будет продлена, а замороженные проекты строительства обогатительных заводов в США оживут, рост мощностей АЭС и владение одной из самых производительных технологий обеспечат российским предприятиям РСК заказы в обозримой перспективе.
ОАО «Уральский электрохимический комбинат»
По итогам 2008 года выручка - 18 553 млн рублей, чистая прибыль - 3948 млн рублей. Среднесписочная численность работающих - 13 тыс. человек. Средняя заработная плата - 27,6 тыс. рублей.
За 2000 - 2007 годы для работников построено 1750 квартир общей площадью 106 тыс. кв. метров, профинансировано мероприятий социальных программ губернатора Свердловской области в объеме 90 млн рублей в год.
Новоуральск - бюджет на 2009 год - 2,4 млрд рублей, в том числе федеральные трансферты 400 млн рублей; средняя заработная плата - 20,6 тыс. рублей; оборот розничной торговли и услуг - 11,1 млрд рублей.