Введение в глобализацию
Организация объединенных наций протоколирует: абсолютное число городов в мире неуклонно растет, одновременно крупные мегаполисы аккумулируют все большее количество людей. Возьмем 1950 год. Тогда агломерации с населением более 10 млн человек сосредотачивали 1,6% горожан. Через 55 лет показатель вырос до 9,3%. Примерно та же картина с городами населением в 1 — 5 миллионов: 18,7,% и 22,6% соответственно. В 2008 году в мире насчитывалось 459 агломераций с населением более 1 млн человек, в которых проживало 20% всего населения планеты и 40% горожан. К 2015 году прогнозируется формирование более 900 мегаполисов. И еще один показатель — в 2012-м доля городского населения планеты составляла 50%. В 2050-м она должна увеличиться до 75%. Очевидно, что города с каждым годом будут играть все большую роль в развитии цивилизации.Но величина агломерации отнюдь не тождественна ее силеи значению. Центрами активности мирового сообщества становятся совершенно особые мегаполисы — глобальные города, объединенные в сеть. Эта сеть — не есть нечто умозрительное. Ее довольно просто отследить хотя бы на уровне перемещения информационных потоков. По данным компании TeleGeography, учитывающим только международный трафик, который проходит по магистральным каналам передачи данных, самый крупный хаб во всемирной сети — Лондон (1,1 Тбит/с, пиковая нагрузка — 439 Гбит/с), а главный маршрут — Лондон — Нью-Йорк (320 Гбит/c, пиковая нагрузка — 153 Гбит/с).
В России глобальных городов нет. Москва периодически попадает в различные рейтинги, но пока не претендует на лидирующую роль в мире. Уральские миллионники международные эксперты, похоже, совсем не замечают. Тем не менее, нам кажется (пусть это пока выглядит фантазией), что вписаться в высшую лигу способен Екатеринбург. Других городов, обладающих таким же объемом ресурсов, в макрорегионе нет.
Внедрение в глобальную систему, безусловно, имеет огромное значение для повышения конкурентоспособности любой агломерации, ее ближайшего окружения, региона. И только одно «но» мешает нам быть оптимистами до конца. Скорость, с которой элитные города обмениваются информацией, инновациями, знаниями, технологиями, деньгами ничуть не отличается от скорости распространения по сети кризисных явлений.
И еще: всем известная обратная сторона глобализации — потеря идентичности, культурной самобытности, этнические проблемы, социальное расслоение и т.д. Но это предостережения, а не стоп-фактор на пути стремления города попасть в элитный клуб.