Инвестируй в пермское
Тенденции экономики Прикамья разнонаправлены: промышленный рост, сопровождающийся инвестиционным подъемом, оттеняется угасанием и без того хилого потребительского спросаПермский край продолжает гордо нести знамя экономического роста на фоне двух лет всеобщей стагнации регионов Урала и Западной Сибири. Возвышение над соседями по макрорегиону началось с лета 2013 года, и по результатам января - апреля 2014 года край продемонстрировал 7,7% промышленного прироста, в то время как регион в целом отметился полупроцентным спадом.
Сначала мы смотрели на этот процесс с большой надеждой: преображением Прикамье обязано было не только промышленности. По итогам 2013 года территория на 5% нарастила объемы строительных работ в целом, а ввод жилья - и вовсе на невиданные 22%, став по динамике обоих показателей лидером в макрорегионе. Мало того, край «прорвал» давний застой и в инвестиционном процессе, увеличив объем вложений в основной капитал почти на 10%. И все это при том, что сальдированный финансовый результат компаний на территории сократился почти на 13% (см. здесь).
Затем ожидания сменились пессимизмом: в начале 2014 года опережающая динамика промышленного выпуска в Пермском крае не прервалась, но и серьезных факторов роста мы не обнаружили. Судите сами: в регионе стало падать строительство и продолжила проседать розничная торговля, значит, говорить об улучшении потребительской сферы жизни не приходится. Рост однобокий, неустойчивый, сделали мы вывод по итогам начала года (см. здесь).
Прикамье, однако, и не думало сбавлять ход в промышленном развитии: итог 2013 года, напомним, составил 4,7% прироста, первый квартал 2014-го - плюс 4,3%, апрель-2014 к апрелю-2013 - плюс 14,2%.
Промышленный рост
Важно, что прирастает Пермский край как по сегменту добывающей промышленности, так и по набору обрабатывающих производств (плюс 4,5% и почти 10% за январь - апрель текущего года соответственно). Для соседей по промышленному Уралу такая ситуация в 2014 году в диковинку: если кто и растет, то только по одному из двух направлений. Так, в Башкортостане добыли нефти в начале года на 3% больше, чем за тот же период прошлого, зато провалились на 2,5% в обрабатывающей промышленности. В Оренбуржье обрабатывающие производства выдали продукции аж на 13% больше прошлогодних значений, а добыча углеводородов не выросла. В металлургических Свердловской и Челябинской областях ситуация совсем нерадостная.
Напомним, что почти половину промышленной отгрузки Пермского края составляют отрасли, так или иначе связанные с нефтедобычей. При этом в длинном списке обрабатывающих производств растет вовсе не только сегмент, причастный к ЛУКойлу. Помимо нефтепродуктов (прирост за январь - апрель 2014-го - 4,9%), в крае также традиционно увеличивается выпуск химпродукции - плюс 18,5%, и это самое высокое достижение в реальном секторе региона. (Конечно, не могло не потащить вверх совокупный индекс физического объема промпродукции химической отрасли, да и края в целом, изменение в 2013 году рыночной стратегии одного из крупнейших предприятий края - Уралкалия: раньше олигополист продавал на мировом рынке небольшие объемы калийных удобрений, но дорого, а теперь стал торговать много, но дешевле, всеми силами наращивая объемы производства.)
Кроме представителей сырьевых производств достойно в начале года держатся машиностроители. Пятипроцентный прирост этого сектора в Прикамье - серьезное достижение, особенно на фоне спада почти в 8% в Свердловской области и 4% в Челябинской. Безусловно благотворно на пермских машиностроителей повлиял обильный государственный заказ, полученный Мотовилихинскими заводами. Важна и губернаторская активность в деле отстаивания самостоятельности пермских двигателестроителей, которых «Объединенная двигателестроительная корпорация» пыталась переподчинить ярославскому Рыбинску.
Вот только пищевая промышленность никак не растет в Прикамье - спад на 7,5% за январь - апрель 2014 года. А ведь именно эта отрасль для большинства территорий Урала и Западной Сибири в последние годы служит одним из стабилизаторов. Доля пищевки в структуре промышленной отгрузки в Прикамье самая низкая по макрорегиону: еле дотягивает до 4%, при том что средняя по Уралу - 5,5%, в южных частях - 6 - 8%. И не стоит оправдывать неразвитость суровостью севера: в сходной по климатическим условиям Свердловской области этот сектор (во многом благодаря инвестициям крупных промышленных холдингов) уверенно развивается.
Инвестиционный потенциал
Инвестиционная ситуация в Прикамье продолжает радовать. Года три-четыре назад территория была аутсайдером в регионе: в 2008 году край вошел в затяжной спад по показателю вложений в основной капитал. Однако пару лет назад все переменилось. И уже по итогам 2012 года Прикамье показало инвестиционный прирост на 4,5%: в тот год уральские губернии четко разделились на две группы - прирастающих и проседающих, и Пермский край расположился в числе первых. А по результатам 2013 года он и вовсе стал абсолютным инвестиционным лидером в макрорегионе, показав наращивание реального объема на 9,5%.
Результат не взялся из ниоткуда. Во-первых, у многих (в первую очередь сырьевых) предприятий края был финансовый ресурс в виде заработанных ранее доходов. Прикамье давно - недостижимый лидер на Урале по объемам сальдированной прибыли, что в подушевых показателях, что в совокупных объемах. Во-вторых, Виктор Басаргин по вступлении в должность губернатора весной 2012 года взял курс на ликвидацию инвестиционного провала, в конце 2012 года для этих целей было создано краевое Агентство по инвестициям и внешнеэкономическим связям.
Инвестиционный результат первых четырех месяцев 2014 года в Пермском крае невелик - рост примерно полтора процента. В сравнении с индексами последних двух лет - скромно, но и расти губернии приходится уже не от низкой базы, как в 2012 году, а от прилично увеличенных за последние два года объемов. К тому же в наше время дорогих финансовых ресурсов просто остаться в зоне положительных значений по показателю валовых инвестиций в основной капитал - уже немалое достижение. Насколько устойчивый результат продуцирует новая губернаторская экономическая политика, станет ясно в долгосрочной перспективе.
Потребительский сектор
Немного дегтя: давняя беда Прикамья в том, что промышленные достижения и высокие доходы, демонстрируемые счетным числом ключевых предприятий, не транслируются в общественные массы (подробнее об этой модели см. здесь). И хотя экономическая политика последних полутора-двух лет содержит намеки на преодоление разрыва (явно такой цели она точно не ставит), текущее положение региона еще страдает от этих диспропорций.
Особенно явно они видны при рассмотрении потребительского сектора. Хуже всего дела обстоят с жилищным строительством в Пермском крае: регион давно аутсайдер по показателям сдачи квадратных метров на единицу населения. В последние годы, правда, Прикамье стало догонять Свердловскую область, но тут дело в движении в обоих направлениях: Средний Урал скатывается. По обороту розницы и услуг населению Пермский край также далек от уральских лидеров. Хотя динамика более-менее неплохая: плюс 2% прироста в рознице за четыре месяца 2014 года, в то время как на Среднем Урале впервые за много лет наблюдается спад. А вот с денежным довольствием населения в Пермском крае по-прежнему плохо: за первый квартал текущего года реальные располагаемые доходы упали на 5% - это один из худших результатов на территории всего Урала и Западной Сибири.