Больше кормить? Нет, доить!

Больше кормить? Нет, доить! - известный ответ на вопрос, что делать, чтобы корова давала больше молока. В Пермском крае этой дилеммы тоже не видят: базовые отрасли здесь и без того высокорентабельны, а до развития производственной базы и внутреннего рынка никому дела нет

Структура промышленности Пермского края в 2011 годуУрал - классический промышленно ориентированный регион: доля производственных отраслей в валовом продукте территорий здесь переваливает за 45%, в то время как в среднем по стране составляет около 30%. Самыми производственно упертыми в регионе остаются Свердловская область и Пермский край. Поэтому фактически любое движение в экономическом комплексе здесь начинается с промышленных отраслей (они притягивают внешние средства) и как круги по воде распространяется по всему региональному хозяйству.

В кризис судьба производств в Пермском крае, если судить по индексу промышленного выпуска, повторила общеуральскую. Промышленный комплекс провалился фактически также глубоко, как и у основных страдальцев - металлургических Челябинской и Свердловской областей. (На этом фоне привлекательно выглядит Башкортостан, имевший самую стабильную траекторию развития в сравнении как с Уралом, так и с большинством российских регионов в целом.)

Первый рывок с посткризисного дна (он пришелся на вторую половину 2009-го - начало 2010-го) в Пермском крае выглядел несколько динамичней, чем у соседей. Однако запал довольно быстро иссяк, и уже во второй половине 2010 года в лидеры по темпам восстановления вышла Свердловская область. Правда, долго на столь высокой ноте она тянуть не смогла и к концу 2010 года поумерила динамику. Стабильно устойчивые показатели продолжал демонстрировать только Башкортостан.

Промышленная основа

Основу промышленности края составляют четыре группы отраслей: Ввод в действие жильянефтедобыча, нефте­переработка, химия и машиностроение. Темпы роста пермских добытчиков, как и их «старших коллег» из Югры, оставались стабильны (100 - 105%) на протяжении всех периодов последних пяти лет: и в пик роста, и в кризисный обвал, и в пору восстановления. Показатели жизнедеятельности нефтеперерабатывающих предприятий характеризуются чуть большей амплитудой колебания в сравнении с добывающими, но в целом столь же ровные.

Более чувствительны к капризам мировой конъюнктуры оказались химики и машиностроители. Производители минеральных удобрений, уловив негативные веяния мирового рынка, сильно снизили объемы производств. Отчасти это была вынужденная мера из-за сжатия мирового спроса (который в принципе неэластичен и стабилен, так как имеет дело с долгосрочно растущим рынком продовольствия). Отчасти - сознательное активное действие, чтобы приостановить обвал цен и подстегнуть их к росту образовавшимся дефицитом: олигополия на рынке хлористого калия позволяет прикамским производителям диктовать свои условия. Позже, с конца 2009 года, калийщики снова пошли в рост, что и обеспечило краю временное лидерство по темпам восстановления.

А вот пермские машиностроители диктовать ничего не могут. В пик кризиса отрасль пала одной из главных жертв, если считать по уровню сокращения производств: умер как внешний спрос на продукцию, так и внутренний инвестиционный спрос со стороны добывающих отраслей, расположенных в самом регионе. В 2010 году подоспела господдержка, и некоторые машиностроительные предприятия пошли в рост. Однако подъем в этой отрасли в Пермском крае оказался все же не столь динамичным и существенным, как в Свердловской области (где оживление в машиностроении придало существенный импульс всему экономическому комплексу региона). И к концу 2011-го - началу 2012 года поддержка машиностроителей в Прикамье практически перестала ощущаться.

Строительство

В самый пик кризисного обвала конца 2008-го - начала 2009 года казалось, что строители в Прикамье чувствуют себя почти так же стабильно, как и в Башкортостане, в отличие от обвалившихся средне- и южноуральских застройщиков и обанкротившихся тюменских спецстроев. Однако восстановительный рост 2010 года сменил акценты: Башкирия по-прежнему держалась стабильно, Свердловская область перешла к динамичному восстановлению, а вот Пермский край стал проседать. Сходная с пермской ситуация наблюдалась, пожалуй, только в Челябинской области. Такой расклад сил сохраняется до настоящего момента.

Жилищное строительство отвечает отраслевому тренду. По итогам 2011 года в Пермском крае введено около 0,27 кв. метра жилья на человека: это ощутимо меньше, чем у сопоставимых уральских соседей (у башкир, например, более полуквадрата; даже челябинцы сдали по 0,35 кв. метра на душу). 2012 год пока складывается в пользу прикамских застройщиков, отставание от соседей начинает сокращаться, однако показатели в этом сегменте столь подвержены сезонности, что трактовать перемену как положительный тренд пока рано.

Динамика промышленности 

Потребительский сектор

Далеко не в числе первых по Уралу Пермский край и в развитии торговли и потребительского сектора. Давний лидер здесь как по объемам оборота, так и по динамике потребительского сектора - Свердловская область. Уверенно держит объемы Башкортостан, однако не стоит забывать, что средняя зарплата в Башкирии традиционно самая низкая среди сопоставимых уральских соседей. Неплохо развивается торговля и в Тюменской области: здесь, наоборот, высокие зарплаты, но основу развития потребительского сектора закладывает административный центр региона, а Тюмень значимо меньше и Уфы, и Перми, не говоря о Екатеринбурге. Пермский край на таком фоне выглядит бледно, хотя хуже всего дела обстоят, пожалуй, в Челябинской области.

Бледно Прикамье не только по объемным показателям, но и по кризисной/посткризисной динамике сектора. В пик обвала розница здесь вела себя примерно так же, как по Уралу в целом. Однако общий восстановительный рост у большинства областей начался примерно с конца лета-2009, а вот у пермяков - только с начала 2010 года. И отставание, вероятно, продлится: с лета 2011-года и до настоящего момента Пермский край вдруг стал явно отставать от остальных уральцев по показателям роста доходов населения.

Динамика оборота розничной торговли 

Разрыв

Удивительно на этом фоне смотрится абсолютное лидерство Пермского края среди уральских соседей по показателям прибыльности компаний экономического комплекса в целом. С начала 2009 года и до настоящего момента их сальдированный финансовый результат ни разу не скатывался к отрицательным значениям (и в кумулятивном, и в помесячном выражении). Это невиданная для сырьевого промышленного региона стабильность. Даже у хваленых башкир случались провалы. (Конечно, здесь можно поспорить о сопоставимости демонстрируемой прибыли по бухгалтерской отчетности и результатов управленческой отчетности, но мы в рамках данной публикации останемся в пределах официальной статистики).

Столь постоянную прибыльность Прикамью обеспечивают три (точнее, два с половиной) промышленных сектора: непоколебимо стабильные стратегические нефтедобыча и нефтепереработка и суперрентабельные олигополисты мирового рынка минеральных удобрений. Вся остальная прикамская промышленность остается для них лишь контрастным фоном. Высокие доходы системообразующих отраслей в прочую экономику региона в полной мере не транслируются. Доходы не трансформируются ни в потребительский спрос (жилищное строительство и розничная торговля), ни в инвестиционный заказ (промышленное строительство, спрос к обсуживающему машиностроению). Да и по показателю инвестиций в основной капитал Пермский край ни разу не был в лидерах: ни в период докризисного роста, ни тем более сейчас. И если в докризисные времена разрыв не был так болезнен из-за всеобщего конъюнктурного роста, то сейчас этот провал чрезвычайно сковывает сбалансированное развитие территории.

Сальдированный финансовый результат

Материалы по теме

Карт­бланш на реформы

Кооператив «Большой Урал»

Нехорошая ситуация

с БОРу по сосенке

Окна роста

Пермский рай