Облако в шортах
По итогам 2013 года рынок «облачных» технологий взрывного роста вновь не показал. И виной тому не столько негативная макроэкономическая обстановка, сколько отсутствие стандартов, незрелость управления и нехватка площадок для коммуникации поставщиков и заказчиков
В конце марта «заочный» акселератор федерального Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) в Екатеринбурге пригласил меня в качестве эксперта на рабочие выходные Harvest - мероприятие, где ИТ-стартапам помогали проработать бизнес-модель проекта, красиво ее упаковать и получить обратную связь. С десяток уважаемых в ИТ-сообществе людей усадили за столы, раздался сигнал и стартапы пошли «по кругу». На общение с каждой командой отводилось не больше 15 минут. В один прекрасный момент ко мне подсели двое, развернули ноутбук, и я увидел словосочетания «облачный учет» и «облачная отчетность». Руководитель проекта начал воодушевленно рассказывать, как они собираются захватить мир, а в голове стучала только одна мысль: «Эти ребята хотят играть на поле "СКБ Контура"? Они с ума сошли?» Когда презентация кончилась, я выдохнул: «И чем вы лучше?» «Мы будем кастомизировать наше приложение под текущие и будущие нужды пользователей». Дальше наступила неловкая пауза. Рациональная реакция должна была быть следующей: у вас ничего не выйдет, парни, придумайте что-то получше. Но полностью отключиться от эмоций оказалось сложно: я, дурак, их сейчас похороню, а через год они выстрелят... С «облачными» решениями в России все неоднозначно.
Раз ступенька, два ступенька
Ведущие российские и зарубежные аналитические агентства итоги развития рынка «облачных» технологий в 2013 году еще не подвели. Единственный отчет, который оказался в нашем распоряжении, выпустила компания Parallels (создает софт для провайдеров, предлагающих «облачные» сервисы, основана российским бизнесменом Сергеем Белоусовым, подробнее см. «Сплошная облачность», «Э-У» № 6 от 14.02.2011 ). Он сфокусирован на российском среднем и малом бизнесе (СМБ). Объем услуг для этого сектора в 2013-м прирос на 32% к 2012-му и достиг 20,5 млрд рублей (633 млн долларов). Наиболее востребованными сервисами оказались IaaS (7,8 млрд рублей), SaaS (7,4 млрд рублей) и решения для веб-присутствия и веб-приложений (4,2 млрд рублей). К 2016 году, считают в Parallels, размер сегмента увеличится практически в 2,2 раза и достигнет 55,6 млрд рублей (1,7 млрд долларов).
«Облачные» сервисы для СМБ в России растут быстрее, чем, например, в странах Западной Европы (показатель Германии - 22%, Франции - 19%). Хотя, конечно, нужно делать скидку на то, что cloud-рынки этих государств более зрелы, и их размер примерно в 2,2 раза больше отечественного
Высокие темпы роста отмечают и игроки рынка.
- Российский рынок «облаков» последнее время показывает существенный прирост, - констатирует заместитель генерального директора компании «Крок» Руслан Заединов. - Особенно этому благоприятствует нынешнее состояние отечественной экономики, которое заставляет бизнес пересмотреть отношение к аутсорсингу и начать им пользоваться более активно. У «Крока» cloud-направление по итогам 2013-го приросло почти на 40%. Кроме того, за год было порядка 200 запросов на демодоступ к нашему публичному «облаку». Однозначным лидером среди потребителей сервисов является ритейл. Постепенно в эту область начали проникать и финорганизации. Показательный пример - коллекторские компании. У них достаточно много удаленно работающих сотрудников, которым необходим дистанционный доступ к базам данных. Потому держать эти базы в собственной серверной не имеет смысла. Некоторые проекты в «облаках» запускают даже банки. Но пока в большинстве случаев это испытание новых ИТ-систем, в выгоде которых нет уверенности.
«Облачная» динамика радует (мы намеренно не углубляемся в абсолютные показатели, поскольку оценки слишком разнятся, например, аналитики IDC по итогам 2012 года говорили о том, что объем всего российского рынка «облачных» технологий - 210 млн долларов, а у Parallels только СМБ-сегмент дал тогда почти 480 миллионов). По предварительным данным, российский ИТ-сектор в целом в 2013-м увеличился в лучшем случае на 7 - 8%. В то же время «облака» вновь обманули ожидания. Последние несколько лет различные исследовательские агентства предсказывают нашей стране 50 - 70-процентный прирост cloud-рынка. И раз за разом ошибаются - с учетом крупных компаний показатель вряд ли превысит 25%. Взрыв снова откладывается. Почему?
И снова Маслоу
Этому есть как объективные, так и субъективные причины. Во-первых, экономическая ситуация, которая заставляет компании поворачиваться в сторону аутсорсинга, имеет и обратную сторону.
- В «облака» в основном переходят в двух случаях - когда устаревает оборудование или когда начинают новые проекты, - замечает менеджер Cisco по развитию бизнеса в секторе центров обработки данных Дмитрий Хороших. - Но сегодня практически никто не списывает технику по истечении трех лет. Говорить о большом числе стартапов внутри компаний тоже не приходится.
Во-вторых, «облакам» явно мешает слабая развитость российского СМБ. По данным Parallels, в нашей стране около 2 млн средних и малых компаний. В США - в 14 раз больше. «При этом руководство российских средних и малых предприятий часто не видит прямой связи между правильно выстроенными ИТ-процессами и оптимизацией затрат», - считает Руслан Заединов.
- В секторе СМБ еще относительно высок уровень использования нелицензионного софта, - добавляет директор по развитию бизнеса компании Softline в УрФО Алексей Бутаков. - А в «облаке» пиратства нет - либо платишь, либо не используешь. Многие бизнесмены до сих пор верят в миф о том, что применение контрафактного программного обеспечения позволяет им сократить расходы на ИТ, а на связанные с этим риски и снижение темпов развития просто закрывают глаза.
В таких условиях операторы «облачных» сервисов предпочитают работать с крупными заказчиками (enterprise-сегментом). Но те привыкли вдумчиво принимать решения, для них характерны сложные механизмы обоснования затрат, потому они не способны к резким движениям и моментальным реформам.
Третья причина - относительно слабое развитие модели SaaS (Soft as a Service, софт в аренду). На Западе именно она является драйвером cloud-рынка. В России примерно две трети дохода в «облачном» секторе формирует сегмент IaaS (Infrastructure as a Service, инфраструктура в аренду).
- В этом нет ничего удивительного. IaaS - наиболее понятное и предсказуемое решение. Оно еще некоторое время будет занимать главенствующую позицию на рынке, - комментирует Дмитрий Хороших. - «Облачные» сервисы - это некий слоеный пирог: инфраструктура - платформа - софт. Сегодня набор стандартных требований и критериев сформировался только на нижнем уровне. Величины, в которых можно измерять IaaS-услуги, достаточно понятны - число процессоров, объем оперативной памяти и дискового пространства. Если же мы говорим о SaaS, то здесь все относительно просто, например, с почтой (число и размер ящиков) и виртуальным рабочим столом (число рабочих мест, средний размер рабочей станции). Но для более серьезных сервисов, связанных, скажем, с ERP или CRM, каких-либо общепринятых критериев, помогающих оценить предложения разных поставщиков, не существует. Нет и стандартного набора составляющих, которые нужно включить в сложные системы, чтобы 80% клиентов были счастливы. Надо понимать, что поставщик SaaS, не важно, российский или западный, не может кастомизировать свои продукты под каждого заказчика. Но в нашей стране разработчики зачастую действуют по принципу «угадал - не угадал». «СКБ Контуру» или «Мегаплану» повезло, но многим другим - нет. Еще один важный фактор, тормозящий развитие SaaS, - отсутствие интеграции отдельных сервисов. Например, если компания пользуется «облачной» почтой и бухгалтерией, он не может получить файл по первой и загрузить во вторую. Его приходится сохранять, иметь промежуточное хранилище.
В Cisco сетуют: потенциальные потребители SaaS не готовы сказать, что им нужно. В то же время у разработчиков нет площадок, где они могли бы общаться с клиентами. «Облачные» софтверные проекты запускаются в вакууме.
Четвертую причину формулирует Алексей Бутаков: «Это низкий уровень зрелости бизнес-руководителей и ИТ-директоров. Управленцам не хватает горизонта планирования, умения выходить за рамки сложившейся реальности, чтобы увидеть и оценить долгосрочные перспективы при использовании cloud-решений».
- Спрос на «облака» не сформировался, поскольку для российского бизнеса очень проблематично оценить затраты на ИТ-сервисы, размещенные внутри компании, и, следовательно, сравнить их со стоимостью cloud-сервисов, - добавляет менеджер по развитию решений Уральского центра систем безопасности Фидан Мифтахов.
Пятая причина - технологическая. Проникновение широкополосного доступа в интернет нельзя назвать слишком высоким. Особенно это касается территорий за пределами городов-миллионников.
«У нас есть несколько примеров, когда компании вынуждены были отказаться от перехода на "облачные" решения только потому, что часть их офисов расположена в городах, где нет хорошего предложения от интернет-провайдеров», - комментирует Алексей Бутаков.
Шестая причина - неуверенность бизнеса в безопасности и стабильности работы «облаков». ИТшники разочарованы: топ-менеджеры зачастую боятся даже часть инфраструктуры отдавать в cloud, ошибочно полагая, что возможность визуально контролировать собственные серверы дает большую надежность и безопасность. «На деле современные "облачные" модели могут оказаться даже более безопасными и отказоустойчивыми в сравнении с традиционным подходом к организации ИТ», - замечает руководитель отдела стратегии и бизнес-анализа Orange BusinessServices в России и СНГ Алмаз Шакирзянов.
Седьмая причина - законодательные ограничения. Пока ни о каких «облачных» стандартах, которые поддерживались бы на госуровне, речи не идет.
- В России, например, нет стандартов безопасности «облачной» инфраструктуры, которые удовлетворяли бы требованиям закона о персональных данных, - констатирует Руслан Заединов. - Сейчас они только разрабатываются ФСТЭК по согласованию с ИТ-компаниями. Мы тоже участвуем в этом процессе, надеемся, года через два у нас появятся нормативы. Кроме того, в отечественном правовом поле существует одна особенность межкорпоративного взаимодействия: отношения двух юридических лиц должны сопровождаться наличием бумажного договора с подписями и печатями, что совсем не подходит для использования динамичных ресурсов «облака».
Наконец, восьмая существенная причина - относительно спокойное отношение к «облакам» со стороны телеком-компаний. Несколько лет назад многие аналитики в голос говорили: у операторов нет другого выхода, как идти в cloud-сегмент, у них уже есть для этого вся необходимая инфраструктура. Но дальше разговоров дело особо не двинулось. Справедливости ради заметим, что федеральные телекомы делают попытки выйти на «облачный» рынок, но ни одна из них не окончилась созданием серьезного бизнес-подразделения.
- Операторы не слишком поворотливы, - замечает Дмитрий Хороших. - Простой пример - чтобы заказчик заинтересовался «облаком», ему сразу после переговоров нужно предоставить место на демоплощадке, да еще две-три недели поддерживать миграцию на нее его инфраструктуры. У крупных телекомов нет необходимых специалистов, отлаженных процессов. Чтобы собрать демо, надо, чтобы между собой договорились три больших отдела, которые общаются раз в неделю на совещаниях. Оператор должен инвестировать в людей и ресурсы для построения пилотного проекта «облака» самостоятельно или с компанией-партнером, тогда будет эффект.
Выйти за периметр
Несмотря на все сдерживающие факторы, аналитики не устают предвещать «облакам» большое будущее. Хотя слова «взрыв» или «бум» больше в их речах не фигурируют. Понятно, что cloud-сегмент в ближайшие три-пять лет будет расти динамичнее ИТ-рынка: малые и средние компании распробуют, наконец, прелесть быстрого развертывания инфраструктуры и экономии на SaaS и перестанут жить по принципу «свой сервер ближе к телу». Вполне вероятно, что в России появятся площадки для общения поставщиков и заказчиков, да и правовое поле может измениться. По оценке Алмаза Шакирзянова, с 2014 по 2017 год доходы рынка «облачных» услуг в России прирастут в 2,75 раза (опять же на абсолютных показателях не останавливаемся из-за слишком большой разности оценок).
Нам бы хотелось сделать акцент не на цифрах, а на качественных изменениях. Тренд, который будет главенствовать на отечественном рынке следующие несколько лет, - гибриды. Сейчас, к слову, самым популярным продуктом остаются частные «облака» (создаются на площадке заказчика). Причины их превосходства над публичными указаны в исследовании Palmer Research и QuinStreet: безопасность (за этот пункт проголосовало 70% из 350 опрошенных ИТ-директоров), конфиденциальность (69%), время бесперебойной работы (62%) и контроль над данными (61%).
- В последнее время компании сначала строят собственное частное «облако», а затем расширяют его мощности за счет ресурсов публичного, - говорит Руслан Заединов. - Это некий компромисс: заказчик экономит на затратах на инфраструктуру и сохраняет под своим контролем часть приложений. Гибридное решение позволяет понять пользу от новой технологии, решить задачу обеспечения информбезопасности и только потом начинать использование внешних ресурсов.
В CNews Analytics фиксируют ту же тенденцию: большие предприятия (например, компании ТЭК или банковской сферы) уже инвестировали значительные средства в собственные дата-центры и потребляют ИТ-сервисы из внутренних «облаков». Они готовы отдать вовне простые некритичные процессы. В данный момент наибольшим спросом пользуются такие SaaS-услуги, как решение для автоматизации службы технической поддержки (Service Desk, HelpDesk), корпоративная почта и различные сервисы информационной безопасности.
Исчерпывающий комментарий дает Дмитрий Хороших:
- Мы видим, насколько агрессивно наступают на российский рынок Amazon и Windows Azure. Если посмотреть на структуру потребностей заказчиков, мы увидим, что 30 - 50% приложений, которыми они пользуются, спокойно могут быть реализованы на этих платформах. Но что делать с оставшимися 50 - 70%? Варианта два - размещать их в частном «облаке» на площадке предприятия или в виртуальном частном «облаке» в дата-центре оператора. И за такой моделью, я уверен, будущее.
На наш взгляд, главное в этой модели - связь между тремя кусками инфраструктуры. Если поставщики услуг смогут ее наладить, то очевидно, что у заказчика не будет иного выбора, кроме гибрида.