Читая картины
Выставка «Меццо-тинто: все цвета черно-белого мира» открылась в Екатеринбургской галерее современного искусства. Она знакомит нас с редчайшей техникой углубленной гравюры на металле, в том числе в ее цветном варианте. Экспозиция отражает особое отношение к предмету, который ценен и сам по себе, и как отправная точка для построения системы образов и «параллельного мира». Проект поддержан американским консульством, которое в эти дни отмечает 15-летие работы на Урале.
Меццо-тинто - один из самых выразительных и эффектных видов графики, передает бесчисленное множество оттенков от бархатно-черного до молочно-белого. Эта техника так мало известна, что у людей, не близких к изобразительному искусству, название навевает лишь смутные ассоциации с чем-то итальянским: то ли фильм, то ли тембр голоса. Художников, работающих в ней, насчитывается около пятисот в мире. Причина «непопулярности» жанра у мастеров - в чрезвычайной его трудоемкости.
Персональная выставка одного из самых известных графиков современности Кэт Резерфорд (Канада), устроенная в рамках экспозиции, производит впечатление элитарности: 55 привезенных к нам картин уникальны - каждый оттиск доработан автором вручную. Художница увековечивает дорогой ей мир вещей: чашки, чайники, старые варежки, ключи от неизвестных замков, замочные скважины, раковины, пуговицы на фактурной ткани... Она играет с предметами, коллекционирует их, любуется, оживляет. Играет Кэт и со словами: ее работы - это гравюра плюс комментарий, который становится важной частью произведения. Выражение «Цветы у стены» (название картины) переводится как дама, которую не приглашают на танец; роза, оставленная увядать на солнце. Словесно-предметно даны и «Буря в чашке чая», и «Заначка». «Крестики-нолики» Кэт комментирует так: «Наборная касса литер становится игровой доской, на которой морская звезда X играет с плоским морским ежом O в тупиковую детскую игру». Художница собирает и воспроизводит сначала на металле, затем на полотне «Счастливые звезды»: обереги и символы удачи - подкову, божью коровку, серебряную ложку, монету и даже кроличью лапку.